Пятнадцатое января
Классная работа
Неполные предложения
План урока:
1. Понятие о неполном предложении.
2. Отличия неполного двусоставного предложения от односоставного.
3. Употребление неполных предложений.
Простые предложения
(по структуре):
ПОЛНЫЕ
НЕПОЛНЫЕ
Имеются все члены предложения , необходимые для понимания его смысла.
Предложение, в котором отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные, и их легко восстановить из контекста или ситуации общения.
- Несколько человек внимательно рассматривали картину.
- Воздух пронизан весенней свежестью.
Вчера туристы прошли пять километров, сегодня – восемь.
Сложное предложение
Вчера туристы прошли пять километров, сегодня – восемь.
туристы прошли
Вчера туристы прошли пять километров,
сегодня – восемь.
Двусоставное полное предложение
Двусоставное неполное предложение
Пропущенный член предложения
Пример
1.
Если он хочет со мной поговорить, то пусть подождет.
2.
Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.
3.
Все получали письма, а я не получал.
Подлежащее.
он
Сказуемое.
исчезли
Дополнение.
- - - - -
письма
- - - - -
Несколько членов предложения может быть пропущено в репликах-ответах при диалоге .
Двусоставное полное предложение
- Как прошли твои выступления?
- Хорошо.
Двусоставное неполное предложение
Мои выступления прошли хорошо.
Следует отличать!
Неполное двусоставное предложение:
Односоставное предложение:
пропущенный член предложения легко восстанавливается .
только один главный член, второй в них не пропущен, а невозможен.
При этом односоставные предложения могут быть и неполными, если в них пропущен один из членов, на что указывает контекст.
Односоставное, безличное, полное
Ребятам не спалось, мне тоже.
не спалось
Односоставное, безличное, неполное.
Употребление неполных предложений.
Распространены в разговорной речи , в частности, в диалоге , где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.
В художественном стиле неполные предложения играют особую роль: они придают речи живость, естественность, непринужденность, позволяют сосредоточить внимание собеседника на главном, важном в сообщении, помогают избежать неоправданного повторения одинаковых слов в одном предложении.
ПРАВИЛО : на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире.
Э лл иптические предложения
Э лл ипсис ( э лл ипс ) — «выпадение, опущение».
Пропущено сказуемое, но сохранено слово, которое от него зависит.
На столе лежали письма. Одно из них – из Африки.
пришло
- Юность богата надеждами, а старость - опытом.
- На столе – старинные фотографии.
- Зимой темнеет рано, а летом – поздно.
Выводы
- Неполные предложения – это предложения с пропущенным главным или второстепенным членом предложения, который можно восстановить из речевой ситуации.
- Неполные предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях.
- В неполном предложении на месте пропущенного сказуемого обычно ставится тире.
Домашнее задание
- Выучить записи в тетради.
- Упр. 213, упр. 214
Тест по теме «Неполные предложения»
1. Что такое неполные предложения?
- в них нет второстепенных членов;
- в них нет определений;
- в них пропущен один или несколько членов предложения;
- таких предложений в русском языке нет.
2. Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера (или номер) неполных предложений
(1)У нас появился щенок. (2)Маленький, рыжий. (3)Мы стали думать, как назвать щенка. (4)Джеком или Шариком?
1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 4
3. Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера (или номер) неполных предложений
(1) — Приходите к нам завтра обедать, — сказала мама. (2) — Во сколько? (3) — Ну… в три. (4) — Спасибо, обязательно буду.
1) 1 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 4
4. Укажите неполное предложение
(1)Я выиграл две партии в шахматы. (2)А проиграл только одну. (3)Все остались довольны. (4)Мне даже дали почетную грамоту.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
5. Укажите неполное предложение
(1)Я очень быстро ответил на первый вопрос. (2)Потом задумался. (3)В результате оценка оказалась не такой высокой. (4)Я расстроился.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
6. Укажите полное предложение
(1) — В каком классе учишься? (2) — В восьмом. (3) — А ты? (4) — В девятом.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
7. Укажите полное предложение
(1)Забота скрепляет отношения между людьми. (2)Скрепляет семью. (3)Скрепляет дружбу. (4)Скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
8. Укажите номер(-а) неполного(-ых) предложения(-ий).
(1) — Я завтра уезжаю. (2) Она взглянула испуганно. (3) — Куда? (4) — В Смоленск.
1) 1, 2 2) 3, 4 3) 2 4) 4
9. Укажите верное объяснение постановки тире в предложении
Весна красна цветами, а осень — плодами.
1) тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными 2) тире ставится на месте пропуска члена предложения в неполном предложении 3) тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом 4) это авторский знак
10. Укажите вариант ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых нужно поставить тире в неполном предложении
Налево (1) шумела забытая ель, направо (2) плакучая ива. Предстояло много хлопот, а главное (3) ремонт квартиры. Писателю необходима (4) смелость в обращении со словами, скульптору (5) с глиной и мрамором, художнику (6) с красками и линиями. Мир освещается солнцем, а человек (7) знанием.
1) 1, 2, 4, 5, 6 2) 4, 5, 6, 7 3) 2, 3 4) 2, 3, 5, 6, 7
Критерии отметки
10 - 9 баллов
8 - 7 баллов
«5»
6 – 5 баллов
«4»
4 - …баллов
«3»
«2»
КЛЮЧ :
- – 3;
- - 4;
- - 2;
- - 2;
- - 2;
- - 1;
- - 1;
- - 2;
- - 2;
- - 4.