СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему "Неполные предложения" (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 8 классе (ФГОС).

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Неполные предложения" (8 класс)»

Пятнадцатое января Классная работа Неполные предложения

Пятнадцатое января

Классная работа

Неполные предложения

План урока: 1. Понятие о неполном предложении. 2. Отличия неполного двусоставного предложения от односоставного. 3. Употребление неполных предложений.

План урока:

1. Понятие о неполном предложении.

2. Отличия неполного двусоставного предложения от односоставного.

3. Употребление неполных предложений.

Простые предложения (по структуре): ПОЛНЫЕ НЕПОЛНЫЕ Имеются все члены предложения , необходимые для понимания его смысла. Предложение, в котором отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные, и их легко восстановить из контекста или ситуации общения. Несколько человек внимательно рассматривали картину. Воздух пронизан весенней свежестью. Вчера туристы прошли пять километров, сегодня – восемь.

Простые предложения

(по структуре):

ПОЛНЫЕ

НЕПОЛНЫЕ

Имеются все члены предложения , необходимые для понимания его смысла.

Предложение, в котором отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные, и их легко восстановить из контекста или ситуации общения.

  • Несколько человек внимательно рассматривали картину.
  • Воздух пронизан весенней свежестью.

Вчера туристы прошли пять километров, сегодня – восемь.

Сложное предложение Вчера туристы прошли пять километров, сегодня – восемь. туристы прошли Вчера туристы прошли пять километров, сегодня – восемь. Двусоставное полное предложение Двусоставное неполное предложение

Сложное предложение

Вчера туристы прошли пять километров, сегодня – восемь.

туристы прошли

Вчера туристы прошли пять километров,

сегодня – восемь.

Двусоставное полное предложение

Двусоставное неполное предложение

Пропущенный член предложения Пример 1. Если он хочет со мной поговорить, то пусть подождет. 2.  Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты. 3. Все получали письма, а я не получал.    Подлежащее. он Сказуемое. исчезли Дополнение. - - - - - письма - - - - -

Пропущенный член предложения

Пример

1.

Если он хочет со мной поговорить, то пусть подождет.

2.

Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.

3.

Все получали письма, а я не получал.

Подлежащее.

он

Сказуемое.

исчезли

Дополнение.

- - - - -

письма

- - - - -

Несколько членов предложения может быть пропущено в репликах-ответах при диалоге . Двусоставное полное предложение Как прошли твои выступления? Хорошо. Двусоставное неполное предложение Мои выступления прошли хорошо.

Несколько членов предложения может быть пропущено в репликах-ответах при диалоге .

Двусоставное полное предложение

  • Как прошли твои выступления?
  • Хорошо.

Двусоставное неполное предложение

Мои выступления прошли хорошо.

Следует отличать! Неполное двусоставное предложение: Односоставное предложение: пропущенный   член предложения легко   восстанавливается . только один главный член, второй в них не пропущен, а невозможен. При этом односоставные предложения могут быть и неполными, если в них пропущен один из членов, на что указывает контекст.

Следует отличать!

Неполное двусоставное предложение:

Односоставное предложение:

пропущенный   член предложения легко   восстанавливается .

только один главный член, второй в них не пропущен, а невозможен.

При этом односоставные предложения могут быть и неполными, если в них пропущен один из членов, на что указывает контекст.

Односоставное, безличное, полное Ребятам не спалось, мне тоже. не спалось Односоставное, безличное, неполное.

Односоставное, безличное, полное

Ребятам не спалось, мне тоже.

не спалось

Односоставное, безличное, неполное.

Употребление неполных предложений. Распространены в разговорной речи , в частности, в диалоге , где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова. В художественном стиле неполные предложения играют особую роль: они придают речи живость, естественность, непринужденность, позволяют сосредоточить внимание собеседника на главном, важном в сообщении, помогают избежать неоправданного повторения одинаковых слов в одном предложении.

Употребление неполных предложений.

Распространены в разговорной речи , в частности, в диалоге , где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.

В художественном стиле неполные предложения играют особую роль: они придают речи живость, естественность, непринужденность, позволяют сосредоточить внимание собеседника на главном, важном в сообщении, помогают избежать неоправданного повторения одинаковых слов в одном предложении.

ПРАВИЛО : на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире. Э лл иптические предложения Э лл ипсис  ( э лл ипс )  — «выпадение, опущение».  Пропущено сказуемое, но сохранено слово, которое от него зависит. На столе лежали письма. Одно из них – из Африки. пришло

ПРАВИЛО : на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире.

Э лл иптические предложения

Э лл ипсис  ( э лл ипс )  — «выпадение, опущение». 

Пропущено сказуемое, но сохранено слово, которое от него зависит.

На столе лежали письма. Одно из них – из Африки.

пришло

Юность богата надеждами, а старость - опытом. На столе – старинные фотографии. Зимой темнеет рано, а летом – поздно.
  • Юность богата надеждами, а старость - опытом.
  • На столе – старинные фотографии.
  • Зимой темнеет рано, а летом – поздно.
Выводы Неполные предложения – это предложения с пропущенным главным или второстепенным членом предложения, который можно восстановить из речевой ситуации. Неполные предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях. В неполном предложении на месте пропущенного сказуемого обычно ставится тире.

Выводы

  • Неполные предложения – это предложения с пропущенным главным или второстепенным членом предложения, который можно восстановить из речевой ситуации.
  • Неполные предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях.
  • В неполном предложении на месте пропущенного сказуемого обычно ставится тире.

Домашнее задание Выучить записи в тетради. Упр. 213, упр. 214

Домашнее задание

  • Выучить записи в тетради.
  • Упр. 213, упр. 214
Тест по теме «Неполные предложения» 1. Что такое неполные предложения?  в них нет второстепенных членов;  в них нет определений;  в них пропущен один или несколько членов предложения;  таких предложений в русском языке нет.

Тест по теме «Неполные предложения»

1. Что такое неполные предложения?

  • в них нет второстепенных членов;
  • в них нет определений;
  • в них пропущен один или несколько членов предложения;
  • таких предложений в русском языке нет.
2. Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера (или номер) неполных предложений (1)У нас появился щенок. (2)Маленький, рыжий. (3)Мы стали думать, как назвать щенка. (4)Джеком или Шариком? 1) 1, 2  2) 2  3) 3  4) 2, 4

2. Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера (или номер) неполных предложений

(1)У нас появился щенок. (2)Маленький, рыжий. (3)Мы стали думать, как назвать щенка. (4)Джеком или Шариком?

1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 4

3. Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера (или номер) неполных предложений (1) — Приходите к нам завтра обедать, — сказала мама.  (2) — Во сколько?  (3) — Ну… в три.  (4) — Спасибо, обязательно буду. 1) 1  2) 2, 3  3) 3, 4  4) 4

3. Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера (или номер) неполных предложений

(1) — Приходите к нам завтра обедать, — сказала мама. (2) — Во сколько? (3) — Ну… в три. (4) — Спасибо, обязательно буду.

1) 1 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 4

4. Укажите неполное предложение (1)Я выиграл две партии в шахматы. (2)А проиграл только одну. (3)Все остались довольны. (4)Мне даже да­ли почетную грамоту. 1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

4. Укажите неполное предложение

(1)Я выиграл две партии в шахматы. (2)А проиграл только одну. (3)Все остались довольны. (4)Мне даже да­ли почетную грамоту.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

5. Укажите неполное предложение (1)Я очень быстро ответил на первый вопрос. (2)Потом задумался. (3)В результате оценка оказалась не такой высокой. (4)Я расстроился. 1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

5. Укажите неполное предложение

(1)Я очень быстро ответил на первый вопрос. (2)Потом задумался. (3)В результате оценка оказалась не такой высокой. (4)Я расстроился.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

6. Укажите полное предложение (1) — В каком классе учишься?  (2) — В восьмом.  (3) — А ты?  (4) — В девятом. 1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

6. Укажите полное предложение

(1) — В каком классе учишься? (2) — В восьмом. (3) — А ты? (4) — В девятом.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

7. Укажите полное предложение (1)Забота скрепляет отношения между людьми. (2)Скрепляет семью. (3)Скрепляет дружбу. (4)Скреп­ляет односельчан, жителей одного города, одной страны. 1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

7. Укажите полное предложение

(1)Забота скрепляет отношения между людьми. (2)Скрепляет семью. (3)Скрепляет дружбу. (4)Скреп­ляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

8. Укажите номер(-а) неполного(-ых) предложения(-ий). (1) — Я завтра уезжаю.  (2) Она взглянула испуганно.  (3) — Куда?  (4) — В Смоленск. 1) 1, 2  2) 3, 4  3) 2  4) 4

8. Укажите номер(-а) неполного(-ых) предложения(-ий).

(1) — Я завтра уезжаю. (2) Она взглянула испуганно. (3) — Куда? (4) — В Смоленск.

1) 1, 2 2) 3, 4 3) 2 4) 4

9. Укажите верное объяснение постановки тире в предло­жении Весна красна цветами, а осень — плодами. 1) тире ставится между подлежащим и сказуемым, вы­раженными существительными  2) тире ставится на месте пропуска члена предложения в неполном предложении  3) тире ставится после однородных членов перед обоб­щающим словом  4) это авторский знак

9. Укажите верное объяснение постановки тире в предло­жении

Весна красна цветами, а осень — плодами.

1) тире ставится между подлежащим и сказуемым, вы­раженными существительными 2) тире ставится на месте пропуска члена предложения в неполном предложении 3) тире ставится после однородных членов перед обоб­щающим словом 4) это авторский знак

10. Укажите вариант ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых нужно поставить тире в неполном предложении Налево (1) шумела забытая ель, направо (2) плакучая ива.  Предстояло много хлопот, а главное (3) ремонт квартиры.  Писателю необходима (4) смелость в обращении со словами, скульптору (5) с глиной и мрамором, художни­ку (6) с красками и линиями.  Мир освещается солнцем, а человек (7) знанием. 1) 1, 2, 4, 5, 6  2) 4, 5, 6, 7  3) 2, 3  4) 2, 3, 5, 6, 7

10. Укажите вариант ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых нужно поставить тире в неполном предложении

Налево (1) шумела забытая ель, направо (2) плакучая ива. Предстояло много хлопот, а главное (3) ремонт квартиры. Писателю необходима (4) смелость в обращении со словами, скульптору (5) с глиной и мрамором, художни­ку (6) с красками и линиями. Мир освещается солнцем, а человек (7) знанием.

1) 1, 2, 4, 5, 6 2) 4, 5, 6, 7 3) 2, 3 4) 2, 3, 5, 6, 7

Критерии отметки 10 - 9 баллов 8 - 7 баллов «5» 6 – 5 баллов «4» 4 - …баллов «3» «2» КЛЮЧ : – 3; - 4; - 2; - 2; - 2; - 1; - 1; - 2; - 2;  - 4.

Критерии отметки

10 - 9 баллов

8 - 7 баллов

«5»

6 – 5 баллов

«4»

4 - …баллов

«3»

«2»

КЛЮЧ :

  • – 3;
  • - 4;
  • - 2;
  • - 2;
  • - 2;
  • - 1;
  • - 1;
  • - 2;
  • - 2;
  • - 4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!