СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему "Отрицательные местоимения" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку на тему "Отрицательные местоимения" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Отрицательные местоимения" 6 класс»

Отрицательные местоимения Учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга Басина Светлана Павловна Урок русского языка в 6 классе.

Отрицательные местоимения

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга

Басина Светлана Павловна

Урок русского языка в 6 классе.

Цели урока:  Узнать всё о правописании….  Научиться находить... в тексте  Закрепить эти навыки.

Цели урока:

  • Узнать всё о правописании….
  • Научиться находить... в тексте
  • Закрепить эти навыки.
Синтаксическая 5-минутка. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания. Найдите местоимения, определите разряд, падеж.  Я рос как дикое деревце в поле (не, ни ) кто ( не ) окружал меня особенной заботливостью.

Синтаксическая 5-минутка.

  • Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.
  • Найдите местоимения, определите разряд, падеж.

Я рос как дикое деревце в поле (не, ни ) кто ( не ) окружал меня особенной заботливостью.

 Разряды местоимений: Разряды Местоимения Личные я, ты, он (она, оно), мы, вы, они Возвратные себя Вопросительные кто? какой? что? чей? сколько? каков? Относительные кто, что, какой, который, чей, сколько, каков Неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего Притяжательные мой, твой, свой, наш, ваш Указательные тот, этот , такой, таков, столько Определительные весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Разряды местоимений:

Разряды

Местоимения

Личные

я, ты, он (она, оно), мы, вы, они

Возвратные

себя

Вопросительные

кто? какой? что? чей? сколько? каков?

Относительные

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Неопределенные

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Притяжательные

мой, твой, свой, наш, ваш

Указательные

тот, этот , такой, таков, столько

Определительные

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Отрицательные местоимения Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего общее грамматическое значение указывают на отсутствие предметов, признаков, количества способ образования образуются от вопросительных путём прибавления частиц НИ- или НЕ- , которые превращаются в приставки: некого, никакой. морфологические признаки изменяются как вопросительные местоимения, от которых они образованы. Некого, нечего – не имеют формы И.п И.п ничто Р.п ничего, ни от чего Д.п ничему, ни к чему В.п ничто, ни на что, ни за что Т.п ничем, ни с чем, ни перед чем П.п ни о чём, ни на чём синтаксическая роль подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство особенности употребления Отрицательные местоимения с приставками НЕ и НИ пишутся слитно: никто, ничто. Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно: не у кого, ни о чём. Не пишется под ударением , ни – без ударения: некогда, никогда .

Отрицательные местоимения

Местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

общее грамматическое значение

указывают на отсутствие предметов, признаков, количества

способ образования

образуются от вопросительных путём прибавления частиц НИ- или НЕ- , которые превращаются в приставки: некого, никакой.

морфологические признаки

изменяются как вопросительные местоимения, от которых они образованы. Некого, нечего – не имеют формы И.п

И.п ничто

Р.п ничего, ни от чего

Д.п ничему, ни к чему

В.п ничто, ни на что, ни за что

Т.п ничем, ни с чем, ни перед чем

П.п ни о чём, ни на чём

синтаксическая роль

подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

особенности употребления

Отрицательные местоимения с приставками НЕ и НИ пишутся слитно: никто, ничто. Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно: не у кого, ни о чём. Не пишется под ударением , ни – без ударения: некогда, никогда .

 Образуются присоединением приставки –не- или –ни- к относительным местоимениям  что + ни = ничто  кто + ни = никто  какой + ни = никакой  когда + ни = никогда  где + не = негде  откуда + не = неоткуда  зачем + не = незачем  отн. отриц.

Образуются присоединением приставки –не- или –ни- к относительным местоимениям

что + ни = ничто

кто + ни = никто

какой + ни = никакой

когда + ни = никогда

где + не = негде

откуда + не = неоткуда

зачем + не = незачем

отн. отриц.

Использование Применяются в соответствии с названием, то есть, когда нужно что-то отрицать. Важно не путать с неопределёнными (некто, нечто, несколько).

Использование

  • Применяются в соответствии с названием, то есть, когда нужно что-то отрицать.
  • Важно не путать с неопределёнными (некто, нечто, несколько).
Употребляются с –не- для усиления отрицания Джон ничего не желает, кроме мармелада. Васю никто не утешит. Никакой ты не троечник!

Употребляются с –не- для усиления отрицания

Джон ничего не желает, кроме мармелада.

Васю никто не утешит.

Никакой ты не троечник!

 ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (Кое) кто ответил, где(нибудь) побывать, случилось (не)что, чей(то) голос, н..(с)..кем н.. делится, (не)которая неопределённость, н..кого не спрашивать, (кое) (к) кому приехать, кто(либо) появится, н..(у) кого узнать, (кое) (у) кого спросить.  0 ошибок – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3».

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

  • (Кое) кто ответил, где(нибудь) побывать, случилось (не)что, чей(то) голос, н..(с)..кем н.. делится, (не)которая неопределённость, н..кого не спрашивать, (кое) (к) кому приехать, кто(либо) появится, н..(у) кого узнать, (кое) (у) кого спросить.

0 ошибок – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3».

Синтаксическая роль Подлежащее Никто не накормит щенка . Сказуемое Петя, ты – ничто. Определение Некий человек сообщил о пропаже. Обстоятельство Повара никак не желают работать. Дополнение Эта сумка никому не мешает.

Синтаксическая роль

Подлежащее

Никто не накормит щенка .

Сказуемое

Петя, ты – ничто.

Определение

Некий человек сообщил о пропаже.

Обстоятельство

Повара никак не желают работать.

Дополнение

Эта сумка никому не мешает.

ОПРЕДЕЛИТЕ СИНТАКСИЧЕСКУЮ РОЛЬ М.Ю. Лермонтов: Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою… Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. А.С. Пушкин: Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой.

ОПРЕДЕЛИТЕ СИНТАКСИЧЕСКУЮ РОЛЬ

М.Ю. Лермонтов:

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

А.С. Пушкин:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Правописание местоимений С предлогами пишутся раздельно (с некоторым, обо мне). Приставка НЕ пишется под ударением, НИ -без ударения (н е кому, н и кому). НЕ и НИ при наличии предлогов пишутся раздельно  ( не с кем, ни о ком) Неопределенные местоимения с –то , -либо , -нибудь , кое- пишутся через дефис (кое-кто, чем-либо) Нельзя путать местоимения 3-го лица (в косвенных падежах) и притяжательные местоимения. (Книга (чья?) его (притяжательное). Ждали (кого?) его (личное).

Правописание местоимений

  • С предлогами пишутся раздельно (с некоторым, обо мне).
  • Приставка НЕ пишется под ударением, НИ -без ударения е кому, н и кому).
  • НЕ и НИ при наличии предлогов пишутся раздельно

( не с кем, ни о ком)

  • Неопределенные местоимения с –то , -либо , -нибудь , кое- пишутся через дефис (кое-кто, чем-либо)
  • Нельзя путать местоимения 3-го лица (в косвенных падежах) и притяжательные местоимения. (Книга (чья?) его (притяжательное). Ждали (кого?) его (личное).
Слитно Раздельно Местоименные наречия. 2. Союзы. Устал, зато закончил (союз в ссп, можно заменить союзом НО). В предложении – обстоятельства, можно заменить наречием. Зачем спешишь? ( С какой целью спешишь? Почему спешишь? 1. Местоимения с предлогами (в предложении – дополнение или определение, можно заменить существительными и прилагательными, другими местоимениями. За чем ты пришел?( За книгой пришел?) Чтобы знать, надо читать. (союз в придаточном предложении, можно заменить другим союзом. Для того чтобы знать, надо читать). Спрятался за то здание ( за кирпичное здание, за это здание). 2. Местоимение с частицей Что бы почитать? ( Что почитать бы ? – что- дополнение, частицу можно переместить) Запомните! Во что бы то ни стало

Слитно

Раздельно

  • Местоименные наречия.

2. Союзы.

Устал, зато закончил (союз в ссп, можно заменить союзом НО).

В предложении – обстоятельства,

можно заменить наречием.

Зачем спешишь? ( С какой целью

спешишь? Почему спешишь?

1. Местоимения с предлогами (в предложении – дополнение или определение, можно заменить существительными и прилагательными, другими местоимениями.

За чем ты пришел?( За книгой пришел?)

Чтобы знать, надо читать. (союз в придаточном предложении, можно заменить другим союзом. Для того чтобы знать, надо читать).

Спрятался за то здание ( за кирпичное здание, за это здание).

2. Местоимение с частицей

Что бы почитать? ( Что почитать бы ? – что- дополнение, частицу можно переместить)

Запомните! Во что бы то ни стало

 Текстовое упражнение Ученые многих стран возвращались из Арктики н..чем не об..гатив н..уку. В течение столетий н..кто (не) бывал на Северном полюсе и н..кем он (не) был изучен. Основательное изучение Северного полюса было н..чато в России в тридцатые годы двадцатого века. В начале двадцатого века (кое) кто из полярных путешественников сумел добрать­ся до полюса но н..кому (не) удалось там продержаться более двух суток.  1 МЕСТОИМЕНИЕ РАЗОБРАТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИ

Текстовое упражнение

Ученые многих стран возвращались из Арктики н..чем не об..гатив н..уку.

В течение столетий н..кто (не) бывал на Северном полюсе и н..кем он (не) был изучен.

Основательное изучение Северного полюса было н..чато в России в тридцатые годы двадцатого века.

В начале двадцатого века (кое) кто из полярных путешественников сумел добрать­ся до полюса но н..кому (не) удалось там продержаться более двух суток.

1 МЕСТОИМЕНИЕ РАЗОБРАТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИ

 Домашнее задание: Повторить контрольные вопросы по теме «Местоимение». Составить карточку с заданиями по теме «Местоимение». Сдать таблицу «Разряды местоимений» на проверку. § , стр. Упр.

Домашнее задание:

  • Повторить контрольные вопросы по теме «Местоимение».
  • Составить карточку с заданиями по теме «Местоимение».
  • Сдать таблицу «Разряды местоимений» на проверку.
  • § , стр.
  • Упр.
 Рефлексия   Что хорошо получилось? Над чем надо ещё поработать? За что можете себя похвалить?

Рефлексия

Что хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

За что можете себя похвалить?

Использованные источники:  Сайт Видеоуроки.нет https://videouroki.net/profile/classes Российская электронная школа https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/ УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9)  6 класс https://prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html

Использованные источники:

  • Сайт Видеоуроки.нет

https://videouroki.net/profile/classes

  • Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/

  • УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 6 класс

https://prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html