5
Сложноподчиненные предложения
с несколькими придаточными
Ответы:
1. 2
2. 1
6. 5 7. 4 8. 1 9. 3
10. 3
3. 4
4. 3
5. 1
Определите вид придаточных предложений.
1. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. 2. Если светит солнце, то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее.
3. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. 4. Мне не терпелось узнать, с каким счётом закончился матч. 5. Хорошо, если за окнами шумят деревья. 6. Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение
в ракетостроении. 7. Недаром говорится, что дело мастера боится. 8. Мы прибавляем шагу, чтобы успеть где-либо укрыться от проливного дождя. 9. Буря уже давно утихла, когда я подъехал, наконец, к деревне. 10. Хотя до отхода поезда оставалось ещё больше часа, провожающие уже стояли на перроне.
- Очевидно было, что Савельич передо мною был
прав и что я напрасно оскорбил его упрёком
и подозрением.
2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата
к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось
бежать множество женщин и детей.
3. Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где
в кругу близких читал свой рассказ.
1.
2.
3.
Виды подчинения
Однородное
Параллельное
Последовательное
Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут песни петь.
Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.
Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном.
[× ], ( ), ( ).
( ), [ × × ], ( ).
[ ], ( ), ( ).
Запишите сложноподчиненные предложения,
расставляя знаки препинания.
Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных.
Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя
не встревожит.
Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё что он может как прекрасна была бы земля наша!
Проверьте
Я знаю, что вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься и кто тебя
не встревожит.
[ – =], (что = те ), ( кем – = ) и ( кто =).
Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
( Если – =), (что – =), [ = – ].
Укажите, какая из схем соответствует предложению .
- Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.
А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
Самостоятельная работа
Писарев считал что счастье завоевывается и вырабатывается что оно не получается в готовом виде из рук благодетеля.
Только к вечеру когда солнышко стало уже садиться отец мой выудил огромного леща которого оставил у себя в лодке.
У психиатра была чёрная борода и влажные глаза которые чудесно переливались пока он слушал собеседника.
И Лужин постепенно стал понимать что райская пустота в которой витают его прозрачные мысли со всех сторон заполняется.
Цели урока:
- обучающие: обеспечить усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ГИА;
-развивающие: развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;
-воспитательные: воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах.
Спасибо за работу на уроке!