Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Непроизносимые согласные"»
Непроизносимые согласные в корне слова
Русский язык, 2 класс
Автор: Дюжакина Е.Г.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с.Узюково
Вспоминаем то, что знаем
Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных.
Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму?
Орфограмма буква парного согласного в корне слова замо к ска з ка
О чем заботилась вторая сестра-орфограмма?
Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова А лл а
А чем занималась третья сестра и кто были ее подданные, ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.
здравствуй,
праздник,
лестница
Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Тема урока:
Правописание слов с
непроизносимыми согласными.
Цель урока:
- Научится сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными.
- Научиться писать слова с непроизносимыми согласными.
Подбираем проверочные слова
прелес . ный
со . нце
праз . ничный
мес . ность
окрес . ность
сер . це
Подбираем проверочные слова
прелес т ь
со л нышко
праз д ен
мес т о
окрес т
сер д ечко
Какие звуки не произносятся в словах первого столбика?
Как можно назвать эти согласные ?
Почему звуки [д], [т] не произносятся?
- В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [стн], [здн] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [т] и [д] , но могут быть и другие звуки.
Шаги к умению
- 1. Найдите слова-родственники, в которых этот согласный мы слышим: со л нце – со л нышко.
- 2. Если не найдете таких слов, в которых данный звук произносится, значит, непроизносимого согласного в этом слове нет: опа сн ый - опа сен
Применяем новые знания. Вставьте, где нужно пропущенную букву.
Звёз..ное небо, прекрас..ный день,
гиган..ский кактус, интерес..ная книга,
чудес..ный фокус, высокая лес..ница,
опас..ный поворот, извес..ный писатель
доблес..ный воин, ненас..ная погода,
ус..ная речь, поз..ний вечер.
Проверяем!
Звёз д ное небо, прекрасный день,
гиган т ский кактус, интересная книга,
чудесный фокус, высокая лес т ница,
опасный поворот, извес т ный писатель
доблес т ный воин, ненас т ная погода,
ус т ная речь, поз д ний вечер.
Итог урока
- С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились?
- Какие слова будут подданными этой сестры -орфограмм?