Публицистический
стиль
ПРАКТИКУМ.
Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
Д. С. Лихачев
- Какие функции характерны для данного текста?
Воздействие на читателя и слушателя.
Сообщение информации.
- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику?
Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.
- К чему призывает автор прочитанного нами текста?
Постоянно учиться говорить и писать.
Призывность - отличительная черта публицистического стиля.
Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым?
Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.
Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.
Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.
Какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ:
- побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
- риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);
- повторы;
- однородные члены;
- параллелизмы (сходное построение предложений текста).
Как вы думаете, к кому обращается автор?
Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор?
В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.
Какие лексические средства связи использует автор?
Найдите в тексте:
говорить - «плеваться словами»; обычные слова - жаргонные выражения, сильнее всех - трус и робок и др.);
обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать
нипочем, плюётся словами
Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении.
«плюется словами»
С каким стилем речи они сближают наш текст?
с художественным стилем
В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля.
Например: белое золото - хлопок, огненные годы - военные годы.
Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:
белая смерть –
битва за урожай –
черное золото –
зеленый щит земли –
королева спорта –
голубые дороги –
сахар,
уборка урожая,
нефть,
лес,
легкая атлетика,
водные
пути.
Приведите свои примеры «газетной образности».
Есть ли они в тексте? Найдите их.
Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие
Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.
Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией.
Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?
Газетные и журнальные статьи, воззвание, обращение, реклама и др.
Ораторская речь, выступление по радио и телевидению, дебаты, призыв, речь адвоката
и др.
ТЕСТОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ (ЗАДАНИЕ ЕГЭ, ЧАСТЬ В)
(1) Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. (2) И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. (3) Но всякое дерево имеет корни, которые питают его, связывают с землей. (4) Корни - это наша история, дела дедов и пращуров, славные имена полководцев, поэтов и ученых. (5) Человеку надо знать свои корни, и тогда все, что он делает, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. (6) Давайте же будем помнить об этих корнях! (В. Песков)
5) Тип речи:
а) повествование;
б) описание места;
в) описание состояния;
г) рассуждение.
а) о корнях дерева;
б) об истории России;
в) о связи прошлого и будущего.
3) Способ связи предложений:
а) параллельный;
б) последовательный.
6) Языковые средства выразительности:
а) эпитеты;
б) инверсия;
в) ряды вопросительных предложений;
г) ряды однородных членов.
2) Основная мысль текста заключена:
а) в 1 предложении;
б) во 2 предложении;
в) в 4 предложении;
г) в 5 предложении.
4) Стиль текста:
а) художественный;
б) публицистический;
в) научно-популярный;
г) деловой.
1-в, 2-г, 3-а, 4-б, 5-г, 6-г
Итак, публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее
жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.
«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры».
В. Солоухин
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составьте заметку на тему
«Моя малая родина».