Понятие о спряжении глаголов.
Личные окончания глаголов I и II -го спряжения
Урок по русскому языку в 4 классе
Что мы знаем о глаголе?
Продолжи фразы:
- Глагол – это часть речи, которая обозначает_______ и отвечает на вопросы________.
- В предложении глагол чаще всего является ________.
- Неопределенная форма глагола – это____________.
Вопросы неопределенной формы :_____________.
- Глаголы изменяются по ________ и________.
- Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы__________________.
- Глаголы будущего времени отвечают на вопросы____________________.
- Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы __________ и изменяются по _______ и ________.
Орфографическая минутка
Исправьте ошибки, объясните орфограммы.
- Исправьте ошибки, объясните орфограммы.
Абъявление
Начинаетца запесь вкружёк
знотоков рускава езыка.
Ливёнак и Чирипаха.
О б ъя вление
Начинае тся зап и сь в круж о к
зн а токов ру сс к ого я зыка.
Л ь вён ок и Ч ере паха.
Синтаксический разбор предложения
Составить из слов предложения, изменив форму прошедшего времени глагола
на форму настоящего времени.
Наступает весенняя пора
пробуждения жизни в природе.
Прочитайте предложения, найдите в них глаголы, определите число и лицо этих глаголов.
- Я пою ( _ ч., _ л.) веселую песенку: «Я на солнышке лежу (_ ч., _ л.)».
2. «Почему ты лежишь (_ ч., _ л.) и поёшь (_ч., _ л.) с открытыми глазами?»
3. Львёнок тоже поёт (_ ч., _ л.) песню Большой Черепахи: «Рядом Львёночек лежит (_ч ., _ л.)».
4. Мы весело поём (_ ч., _ л.) и лежим (_ ч, _ л.) на солнышке.
5. И вы лежите (_ ч., _ л.) спокойно на горячем песке и поёте (_ ч., _ л.) песенку Черепахи.
6. Львёнок и Черепаха вместе поют (_ ч., _ л.) и лежат (_ ч., _ л.) на солнышке.
- Я по ю ( ед.ч., 1 л .) веселую песенку: «Я на солнышке леж у ( ед. ч., 1 л .)».
2. «Почему ты леж ишь ( ед. ч.,2 л .)
и по ёшь ( ед.ч.,2 л .) с открытыми глазами?»
3. Львёнок тоже по ёт ( ед. ч., 3 л .) песню Большой Черепахи: «Рядом Львёночек леж ит ( ед.ч ., 3 л .)».
4. Мы весело по ём ( мн.ч., 1 л .) и леж им ( мн.ч, _ л .) на солнышке.
5. И вы леж ите ( мн. ч., 2 л .) спокойно на горячем песке и по ёте ( мн. ч., 2 л .) песенку Черепахи.
6. Львёнок и Черепаха вместе по ют ( мн.ч., 1 л )и леж ат ( мн. ч., 3 л .) на солнышке.
Заполни те таблицу. Сделай те вывод.
Единственное лицо
1 л.
Я
2 л.
по ю
ТЫ
3 л.
Множественное лицо
ОН(а)
леж у
1 л.
МЫ
2 л.
ВЫ
3 л.
ОНИ
Единственное лицо
1 л.
2 л.
Я
по ю
ТЫ
3 л.
леж у
по ешь
ОН(а)
Множественное лицо
по ет
леж ишь
1 л.
леж ит
МЫ
2 л.
ВЫ
3 л.
по ем
по ете
ОНИ
леж им
леж ите
по ют
леж ат
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Глаголы бывают I и II спряжения.
Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний.
I спряжение
1 л.
II спряжение
Ед. число
я
2 л.
ты
-у -ю
3 л.
-ёшь, -ешь
он(а)
-ишь
1 л.
-ёт, -ет
-ат, -ят
Мн. число
мы
2 л.
вы
-ём, -ем
3 л.
-им
-ёте, -ете
они
-ите
-ут, -ют
-ат, -ят
Презентацию поготовила:
учитель начальных классов МОУСШ № 2
ст. Архонская
Лях Виктория Михайловна
Тема урока: «Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Цели и задачи:
- Знакомство с понятием «спряжение» глаголов, типы спряжения.
- Обобщение языкового материала в правило.
- Развитие общеучебных умений:
- нахождение и объяснение изученных орфограмм;
- синтаксический разбор предложения;
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Оборудование:
- распечатка объявления с ошибками,
- рисунок «Львёнок и Черепаха»,
- магнитофонная запись песенки из м ультфильма ,
- «Как Львёнок и Черепаха пели песенку»,
- индивидуально – раздаточный материал,
- мультимедийное приложение
«Как Львенок и Черепаха научили детей спрягать глаголы»