СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку в 5 классе на тему: " Главные члены предложения. Сказуемое"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку в 5 классе на тему: " Главные члены предложения. Сказуемое"»

Подлежащее– главный член предложения Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет речи. То, о чем или о ком говорится в предложении, и есть подлежащее. Подлежащее обычно выражается именем существительным и местоимением в именительном падеже. Подчеркивается одной линией.  Что мы знаем о подлежащем?

Подлежащее– главный член предложения

Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет речи. То, о чем или о ком говорится в предложении, и есть подлежащее.

Подлежащее обычно выражается именем существительным и местоимением в именительном падеже. Подчеркивается одной линией.

Что мы знаем о подлежащем?

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Чем может быть выражено подлежащее? что?  Существительным Ветер унёс лодку  в Им. падеже   в море.   Местоимением Я не приду к обеду.  в Им. падеже  Словосочетанием Отец с сыном       пошли на рыбалку. кто? кто?

Чем может быть выражено подлежащее?

что?

  • Существительным Ветер унёс лодку

в Им. падеже в море.

  • Местоимением Я не приду к обеду.

в Им. падеже

  • Словосочетанием Отец с сыном

пошли на рыбалку.

кто?

кто?

Самостоятельная работа Выпишите грамматические основы, над подлежащими напишите, чем они выражены. Они собирали ягоды. Свою мрачную песню запел лес. Двое уехали в столицу. Жить – родине служить! Несколько стульев стояли у окна.

Самостоятельная работа

Выпишите грамматические основы, над подлежащими напишите, чем они выражены.

  • Они собирали ягоды.
  • Свою мрачную песню запел лес.
  • Двое уехали в столицу.
  • Жить – родине служить!
  • Несколько стульев стояли у окна.
Перед вами слова из стихотворения А.С.Пушкина. Придумайте задание. Составьте с ними стихотворную фразу. (наступил, уж, октябрь, отряхает, роща, уж, с ветвей, нагих, своих, листы, последние) Что получилось?
  • Перед вами слова из стихотворения А.С.Пушкина.
  • Придумайте задание.
  • Составьте с ними стихотворную фразу.
  • (наступил, уж, октябрь, отряхает, роща, уж, с ветвей, нагих, своих, листы, последние)
  • Что получилось?

Октябрь уж наступил.  Уж роща отряхает  Последние листы  С нагих своих ветвей.
  • Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает Последние листы С нагих своих ветвей.

Игра “Я учитель”   Ученика 5 класса попросили выполнить задание: выписать из нашего предложения словосочетания. Ваша задача: найти ошибку, если она есть. Вот что он сделал. Роща отряхает;  Последние листы;  С нагих ветвей;  Своих ветвей.

Игра “Я учитель”

  • Ученика 5 класса попросили выполнить задание: выписать из нашего предложения словосочетания. Ваша задача: найти ошибку, если она есть. Вот что он сделал.
  • Роща отряхает; Последние листы; С нагих ветвей; Своих ветвей.

+ Пунктуация Синтаксис + Предложение C ловосочетание ? + Сказуемое  подлежащее

+

Пунктуация

Синтаксис

+

Предложение

C ловосочетание

?

+

Сказуемое

подлежащее

 Классная работа.  Сказуемое и способы его выражения.

Классная работа. Сказуемое и способы его выражения.

Немного истории из лингвистики Термин «сказуемое», как и термин «подлежащее», ввёл М.В.Ломоносов . ПОДЛЕЖАЩЕЕ – значит «лежащее в основе предложения», СКАЗУЕМОЕ – то, что «сказано о подлежащем».

Немного истории из лингвистики

Термин «сказуемое», как и термин «подлежащее», ввёл М.В.Ломоносов .

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – значит «лежащее в основе предложения»,

СКАЗУЕМОЕ – то, что «сказано о подлежащем».

главный член предложения, Что вы знаете о сказуемом?  обозначает действие, состояние или признак подлежащего Сказуемое – отвечает на вопрос что делает предмет? , выражается глаголом , подчёркивается двумя чертами. 11

главный член предложения,

Что вы знаете о сказуемом?

обозначает действие, состояние или признак подлежащего

Сказуемое

отвечает на вопрос

что делает предмет? ,

выражается глаголом ,

подчёркивается двумя чертами.

11

Найти четвёртое лишнее  подлежащее  сказуемое  глагол     определение 11

Найти четвёртое лишнее подлежащее сказуемое глагол

определение

11

Дуб могучий. Воздух прозрачен. Природа осенью- красота.   Какой? Каков? *это что? 1. Найдите и подчеркните подлежащее. 2. Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому. Покажите графически. Подчеркните сказуемое. 11

Дуб могучий.

Воздух прозрачен.

Природа осенью- красота.

Какой?

Каков?

*это что?

1. Найдите и подчеркните подлежащее.

2. Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому. Покажите графически. Подчеркните сказуемое.

11

Способы выражения сказуемого Глагол Имя существительное Имя прилагательное: полное (какой?, краткое (каков?) 11

Способы выражения сказуемого

Глагол

Имя существительное

Имя прилагательное:

полное (какой?,

краткое (каков?)

11

главный член предложения; обозначает то, что сообщается о подлежащем; выражается глаголом, существительным, прилагательным ; Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой? каков? кто такой?  ; подчёркивается двумя чертами. 11

главный член предложения;

обозначает то, что сообщается

о подлежащем;

выражается глаголом, существительным, прилагательным ;

Сказуемое

отвечает на вопросы: что делает предмет? какой? каков? кто такой? ;

подчёркивается двумя чертами.

11

Выпишите по очереди номера предложений, в которых сказуемое отвечает на вопрос 1) что делает предмет? 2) каков(а,ы), какой предмет? 3) кто такой?  что такое предмет? Хороша была собака! Рысь – крупная лесная кошка. Уж верба пушистая раскинулась кругом. Репей для осла – самая вкусная еда. Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака. Для человека ягоды ландыша ядовиты. Город украшает бульвар. Леса тут сплошь хвойные. Первые листики зеленые. 1). 3, 5, 7  2). 1, 6, 8, 9 3). 2, 4

Выпишите по очереди номера предложений, в которых сказуемое отвечает на вопрос 1) что делает предмет? 2) каков(а,ы), какой предмет? 3) кто такой? что такое предмет?

  • Хороша была собака!
  • Рысь – крупная лесная кошка.
  • Уж верба пушистая раскинулась кругом.
  • Репей для осла – самая вкусная еда.
  • Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака.
  • Для человека ягоды ландыша ядовиты.
  • Город украшает бульвар.
  • Леса тут сплошь хвойные.
  • Первые листики зеленые.

1). 3, 5, 7

2). 1, 6, 8, 9

3). 2, 4

Ответьте на поставленные вопросы ДА или НЕТ Сказуемое – это главный  член предложения? ДА  2.  Сказуемое обозначает  предмет речи, то, о чём  говорится в предложении? НЕТ да 3. Сказуемое отвечает на вопрос  что делает предмет? 4. Сказуемое выражается  глаголом? ДА 5. Сказуемое подчёркивается одной чертой? НЕТ

Ответьте на поставленные вопросы

ДА или НЕТ

  • Сказуемое – это главный

член предложения?

ДА

2. Сказуемое обозначает

предмет речи, то, о чём

говорится в предложении?

НЕТ

да

3. Сказуемое отвечает на вопрос

что делает предмет?

4. Сказуемое выражается

глаголом?

ДА

5. Сказуемое подчёркивается одной чертой?

НЕТ

Творческое задание  Составить предложения по картинке, найти грамматическую основу и указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Творческое задание Составить предложения по картинке, найти грамматическую основу и указать, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Рефлексия 1. Что нового вы узнали на уроке?  2. Чему научились?

Рефлексия

  • 1. Что нового вы узнали на уроке?
  • 2. Чему научились?

Синквейн  1 Кто? Что? (тема) 2 1 сущ-ное Какой? (описание темы) 3 2 прил-ных 4 Что делает? 3 глагола Что автор думает? 5 Фраза из четырёх слов Кто? Что? (обобщение) 1 сущ-ное

Синквейн

1

Кто? Что? (тема)

2

1 сущ-ное

Какой? (описание темы)

3

2 прил-ных

4

Что делает?

3 глагола

Что автор думает?

5

Фраза из четырёх слов

Кто? Что? (обобщение)

1 сущ-ное

Подлежащее Главное, необходимое Говорит, называет, указывает. Без него обойтись трудно. Предмет.  Сказуемое Главное, необходимое Сообщает, открывает, сказывает. Без него как-то скучно. Действие.

Подлежащее

Главное, необходимое

Говорит, называет, указывает.

Без него обойтись трудно.

Предмет.

Сказуемое

Главное, необходимое

Сообщает, открывает, сказывает.

Без него как-то скучно.

Действие.

На полях условными значками расскажите об этом. Наши условные знаки: ! – задание понравилось. ! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы. ? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно. __ - задание не понравилось .  
  • На полях условными значками расскажите об этом.
  • Наши условные знаки:
  • ! – задание понравилось.
  • ! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.
  • ? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.
  • __ - задание не понравилось .
  •  

Домашнее задание (на выбор) Составить кроссворд на тему «Синтаксис» . Упражнение 165 Упражнение 166

Домашнее задание

(на выбор)

  • Составить кроссворд на тему «Синтаксис» .
  • Упражнение 165
  • Упражнение 166


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!