СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Знаки препинания при обращениях, междометиях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку "Знаки препинания при обращениях, междометиях"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Знаки препинания при обращениях, междометиях"»

Двадцать четвёртое октября  Классная работа Знаки препинания при обращениях, междометиях.

Двадцать четвёртое октября Классная работа

Знаки препинания при обращениях, междометиях.

Орфоэпическая разминка.   1 вар. – с ударением на первом слоге; 2 вар. – с ударением на втором слоге; 3 вар. – с ударением на третьем слоге; 4 вар. – с ударением на четвёртом слоге. ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ. МАРКЕТИНГ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.

Орфоэпическая разминка.

  • 1 вар. – с ударением на первом слоге;
  • 2 вар. – с ударением на втором слоге;
  • 3 вар. – с ударением на третьем слоге;
  • 4 вар. – с ударением на четвёртом слоге.
  • ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ. МАРКЕТИНГ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.
1в. – знАмение, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен 2в. – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство 3в. – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ 4в. – сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕность.
  • 1в. – знАмение, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен
  • 2в. – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство
  • 3в. – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ
  • 4в. – сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕность.
Б.       Орфографическая разминка.  выписывает из предложенных слова 1вар. с пропущенной Е , 2 вар. – с пропущенной И .

Б.

  • Орфографическая разминка.
  • выписывает из предложенных слова
  • 1вар. с пропущенной Е ,
  • 2 вар. – с пропущенной И .
АККОМПАН..МЕНТ,  Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ..КАТЕС,  Д..ЛЕТАНТ, ДИСКР..МИНАЦИЯ, Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ, ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ, ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г..НЕАЛОГИЯ, МАН..ПУЛЯЦИЯ, ЭКСП..Р..МЕНТ.
  • АККОМПАН..МЕНТ,
  • Б..ФСТРОГАНОВ,
  • ДЕЛ..КАТЕС,
  • Д..ЛЕТАНТ,
  • ДИСКР..МИНАЦИЯ,
  • Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ,
  • ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ, ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г..НЕАЛОГИЯ, МАН..ПУЛЯЦИЯ, ЭКСП..Р..МЕНТ.
1в. – аккомпанЕмент, бЕфстроганов, перифЕрия, прЕтендент, прЕзидент, интЕллигенция, гЕнеалогия, экспЕримент.  2в. – делИкатес, дИлетант, дискрИминация, нИгилизм, прИвилегия, иждИвение, манИпуляция, эксперИмент.
  • 1в. – аккомпанЕмент, бЕфстроганов, перифЕрия, прЕтендент, прЕзидент, интЕллигенция, гЕнеалогия, экспЕримент.

  • 2в. – делИкатес, дИлетант, дискрИминация, нИгилизм, прИвилегия, иждИвение, манИпуляция, эксперИмент.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ. Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями: Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру; Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ.

  • Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:
  • Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;
  • Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;
  • Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.
  В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?  1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.  2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.  3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.  4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
  •   В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ? 1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека. 2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь. 3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере. 4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
  3 ) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.   гуманный - гуманитарный:    гуманная профессия, позиция, гуманное отношение, решение, общество, гуманный закон    гуманитарная сфера, наука, проблема; гуманитарные исследования, гуманитарная катастрофа

3 ) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.

  • гуманный - гуманитарный:   гуманная профессия, позиция, гуманное отношение, решение, общество, гуманный закон   гуманитарная сфера, наука, проблема; гуманитарные исследования, гуманитарная катастрофа
Обращение  – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь   Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной  (Пушкин). Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Что делаешь, милая?  (Островский).

Обращение  – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь

  Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной  (Пушкин).

  • Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику.
  • Что делаешь, милая?  (Островский).
В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например:   Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).
  • В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например:

  Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).

Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например:   Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.  (Пушкин.) Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например:   Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).
  • Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например:  
  • Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.  (Пушкин.)
  • Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например:
  •   Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).
На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак.  Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)   Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)
  • На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак.

  • Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)  Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)
В официальных письмах обращения принято  записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например: Уважаемый Иван Иванович!   Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой
  • В официальных письмах обращения принято  записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например:
  • Уважаемый Иван Иванович!  
  • Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой
. Сравните:   Здравствуйте, Иван Иванович!    В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.

. Сравните:  Здравствуйте, Иван Иванович!   В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.

Междометия  – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие. Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.

Междометия  – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений.

К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие.

Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.

Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).  Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).
  • Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
  • Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).
Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните: О , зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).   Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов) .
  • Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится.
  • Сравните:
  • О , зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).  Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов) .
Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА.  В этом случае запятые ставить не нужно, например:  Ну что ж теперь делать?
  • Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА.

  • В этом случае запятые ставить не нужно, например:  Ну что ж теперь делать?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!