“ Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина.” Иммануил Кант
Тема
Избирательная система Российской Федерации
Цель работы -
изучение особенностей избирательной системы в Российской Федерации
Для достижения цели определены задачи
- рассмотреть теоретический и исторический аспекты выборов в нашей стране;
- проанализировать преимущества и недостатки избирательных систем;
- оценить роль выборов как института демократического общества.
Исторический
аспект
Выборы князя жителями Великого Новгорода путем голосования. XIIв.
Выборы также проходили в Псковской республике
Первый парламент России, Государственная дума, был сформирован в 1906 году на основе сословного и имущественного цензов
Первые советские выборы строились на классовой основе, права получили рабочие и крестьяне. Конституции 1936 и 1977гг. объявили выборы прямыми, всеобщими равными и тайными.
Выборы – это определенный конфликт политических интересов, и задача избирательной системы – удержать его в рамках закона, заставить работать на общество. На это и направлено избирательное законодательство РФ.
Основные источники избирательного права в Российской Федерации.
Теоретический аспект
Статья 32. п.2
Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство определяет основные принципы избирательного права РФ.
Выборы в нашей стране:
- всеобщие;
- прямые;
- равные;
- при тайном голосовании;
- добровольные.
В некоторых странах выборы расцениваются как гражданская обязанность, невыполнение которой может повлечь за собой наказание.
Бельгия первая страна, которая в 1892 году ввела соответствующее законодательство.
Сегодня обязательное голосование на выборах закреплено в 23 странах.
Сторонники обязательного голосования уверены: чем больше людей участвуют в выборах, тем легитимнее власть.
Три основных вида избирательных систем
- Мажоритарная избирательная система;
- Мажоритарная система абсолютного большинства (50% + 1 голос);
- Мажоритарная система относительного большинства.
2. Пропорциональная избирательная система;
3. Смешанная избирательная система.
Мажоритарная система
Система выборов, при которой избранными считаются депутаты, получившие большинство голосов из избирателей в своем избирательном округе.
Мажоритарная система
Преимущества
Недостатки
Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями.
Кандидат, получивший незначительное большинство, может победить, не имея поддержки большинства населения.
Пропорциональная система
Голосование за партии и распределение мандатов между партиями, пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов.
В России избирательная система применялась при голосовании в Государственную Думу в 2007 – 2011гг.
Пропорциональная система
Преимущества
Недостатки
Широкий спектр политических партий представленных в парламенте.
Депутаты ответственны не столько перед избирателями, сколько перед самой партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, который в большинстве случаев ему не известны.
Смешанная система
Избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.
С 17.02.2014 в РФ принята смешанная система выборов в ГД: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 – по пропорциональной.
Опрос учащихся 10 – 11 классов
Вопрос: Интересуетесь ли вы политикой?
Ответ: - 56.6% - 43.4%
Вопрос: Считаете ли вы выборы действенным механизмом политической системы?
Ответ: - 71% - 29%
Вопрос: Можете ли вы предложить альтернативу выборам как основу механизма народовластия?
Ответ: - 3% - 97%
Вопрос: Пошли бы вы на выборы, если бы у вас была такая возможность?
Ответ: - 77% - 23%
Комплекс мероприятий по повышению электоральной активности молодежи (на основании результатов опроса)
- В школах проводить игры и реализовывать проекты, направленные на знакомство с политической сферой жизни общества.
- В целях развития ученического самоуправления организовывать деловые игры по выборам президента образовательной организации из числа учащихся с применением технологий избирательного процесса.
- Организовывать конкурсы на лучший проект в области молодежной политики.
- Проводить референдумы по актуальными вопросам для молодежи.
- Сделать традиционными встречи политической элиты со школьниками.
Вывод: К своему избирательному праву необходимо относиться очень серьезно и уже сейчас готовиться к его реализации.
“ Голосование не определяет хода событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий.”
Джордж Уилл