СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Морфемика и словообразование".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Морфемика и словообразование" может использоваться на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Морфемика и словообразование".»

Второе декабря. Классная работа.

Второе декабря.

Классная работа.

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование.

Морфемика –  это раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.   Словообразование  –  это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. Орфография - это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Морфемика это раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

Орфография - это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Что такое морфема? Перечислите морфемы, имеющиеся в основе слова .

Что такое морфема?

Перечислите морфемы, имеющиеся в основе слова .

 Морфе́ма – это наименьшая значимая часть слова.   К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

Морфе́ма это наименьшая значимая часть слова.  

К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

Классификация морфем

Классификация морфем

Значимые части слова   Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов:   соль, лес, мышь .

Значимые части слова

Корень это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов:

соль, лес, мышь .

Чтобы найти корень слова, надо: 1. Определить часть речи 2. Найти окончание 3. Найти основу 4. Подобрать однокоренные слова 5. Сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначив её как корень.

Чтобы найти корень слова, надо:

1. Определить часть речи

2. Найти окончание

3. Найти основу

4. Подобрать однокоренные слова

5. Сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначив её как корень.

Буквы о-а в корне  -лаг- ― -лож- Предл а г а ть – предл о жить  Сл а г а емое – сл о жение  Прил а г а ть - прил о жение

Буквы о-а в корне -лаг- ― -лож-

Предл а г а ть – предл о жить

Сл а г а емое – сл о жение

Прил а г а ть - прил о жение

Буквы о-а в корне  -раст-(-ращ-) ― -рос-. -р а ст - р а ст ение -р а щ - выр а щ енный -р о с - зар о с ли Исключения: отр а с ль, р о ст ок, р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав.

Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) ― -рос-.

а ст - р а ст ение

а щ - выр а щ енный

о с - зар о с ли

Исключения: отр а с ль, р о ст ок, р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав.

Вставьте пропущенные буквы: Изл_гать, пол_гать, возл_гать, сл_гаемое, предл_гать, отр_сль, изл_жение, р_стение, р_сток, подр_сли, выр_щенный.

Вставьте пропущенные буквы:

Изл_гать, пол_гать, возл_гать,

сл_гаемое, предл_гать, отр_сль,

изл_жение, р_стение, р_сток, подр_сли, выр_щенный.

 Приставка  – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: тереть – про тереть, бежать – при бежать, город – при город.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов:

тереть – про тереть,

бежать – при бежать,

город – при город.

Приставки на -з, -с . Раз- (рас-) Без- (бес-) Из- (ис-) Воз- (вос-) Вз- (вс-) Низ- (нис-) Через- (черес-) Обратите внимание на   з десь, з доровье, з дание!   З  нельзя в них изменить, чтобы смысл не повредить !

Приставки на -з, -с .

Раз- (рас-)

Без- (бес-)

Из- (ис-)

Воз- (вос-)

Вз- (вс-)

Низ- (нис-)

Через- (черес-)

  • Обратите внимание на

з десь, з доровье, з дание!

З нельзя в них изменить, чтобы смысл не повредить !

Буквы з и с на конце приставок … З- + звонкий согласный  ра з резать, бе з вкусный, в з лететь  … С- + глухой согласный  ра с чертить, бе с крайний, в с ходить

Буквы з и с на конце приставок

  • З- + звонкий согласный

ра з резать, бе з вкусный, в з лететь

  • С- + глухой согласный

ра с чертить, бе с крайний, в с ходить

ЗАПОМНИТЕ! С дать, с делать, с гореть, с бить. Приставки  З-  не бывает!   Несгибаемый, несгораемый .  Приставки нез-, нес- не бывает.

ЗАПОМНИТЕ!

С дать, с делать, с гореть, с бить.

Приставки З- не бывает!

Несгибаемый, несгораемый .

Приставки нез-, нес- не бывает.

Потренируемся.  Ра_цветать, бе_крайний, _десь, бе_смысленный, ра_бросать, ра_стилается, _дание, _делать, не_гораемый, и_чезать; с_экономить, об_узить, об_единить, б_ётся, под_ём.

Потренируемся.

Ра_цветать, бе_крайний, _десь, бе_смысленный, ра_бросать, ра_стилается, _дание, _делать, не_гораемый, и_чезать; с_экономить, об_узить, об_единить, б_ётся, под_ём.

Разделительный ъ ь  после приставок на согласную перед е , ё , ю , я  в остальных случаях Запомните : ад ъ ютант

Разделительный

ъ

ь

после приставок на согласную

перед е , ё , ю , я

в остальных случаях

Запомните : ад ъ ютант

 Суффикс  – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов:   сад –  сад ик , слон – слон ёнок , сад –  сад ов ый .

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования

новых слов:

сад – сад ик ,

слон – слон ёнок ,

сад – сад ов ый .

 Окончание   – это изменяемая часть слова, с помощью которой образуются формы слов. Окончания вместе с предлогами служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях:    мышь    ,  мыш и ,  о мыш ах . 17

Окончание   – это изменяемая часть слова, с помощью которой образуются формы слов. Окончания вместе с предлогами служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях:

мышь    ,  мыш и ,  о мыш ах .

17

 Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:   горячо, тепло, стыдно; метро, пальто, кофе.

Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:

горячо, тепло, стыдно;

метро, пальто, кофе.

Основа – это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс:   соль ,   солён ый,   солить ,   посолить.

Основа – это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс:

соль ,   солён ый,   солить ,   посолить.

Вспомним правила!  Пр…л…гать усилия, отл…жить на завтра, ра…пол…житься у костра, спросить ш…потом, сладкий крыж…вник, купить ц…ркуль, сестриц…на сумка, ж…лтый ц…плёнок, приехать на Белору…кий во…зал, можно предпол…жить, ул…жить ч…модан, смог это …делать, был вчера …десь, крепкое …доровье.

Вспомним правила!

Пр…л…гать усилия, отл…жить на завтра, ра…пол…житься у костра, спросить ш…потом, сладкий крыж…вник, купить ц…ркуль, сестриц…на сумка, ж…лтый ц…плёнок, приехать на Белору…кий во…зал, можно предпол…жить, ул…жить ч…модан, смог это …делать, был вчера …десь, крепкое …доровье.

Вопросы к работе Какими правилами вы руководствовались, чтобы выполнить эту работу? Сформулируйте эти правила.

Вопросы к работе

Какими правилами вы руководствовались, чтобы выполнить эту работу?

Сформулируйте эти правила.

Морфемные способы образования слов   Суффиксальный Приставочный Приставочно- суффиксальный Бессуффиксный Сложение

Морфемные способы образования слов

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-

суффиксальный

Бессуффиксный

Сложение

Приставочный способ словообразования  Образование новых слов путем присоединения к производящей основе приставки. Приставочным способом могут образовываться разные части речи.  пре опасный опасный кое -кто кто вы бежать бежать

Приставочный способ словообразования

Образование новых слов путем присоединения к

производящей основе приставки.

Приставочным способом могут образовываться

разные части речи.

пре опасный опасный

кое -кто кто

вы бежать бежать

 Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова,  от которых они образованы.   агент  →  супер агент Сущ. Сущ. интересный  →  пре интересный Прил. Прил. Чаще этим способом образуются глаголы   ехать → от ъехать   →  вы ехать →  въ ехать →  при ехать

Слова, образованные приставочным способом,

всегда относятся к той же части речи, что и слова,

от которых они образованы.

агент супер агент

Сущ. Сущ.

интересный пре интересный

Прил. Прил.

Чаще этим способом образуются глаголы

ехать от ъехать

вы ехать

въ ехать

при ехать

Суффиксальный способ словообразования – образование новых слов путем присоединения к производящей основе суффикса.  Туманный  туман желток желтый глазастый глаз зеленеть зеленый

Суффиксальный способ словообразования – образование новых слов путем присоединения к производящей основе суффикса.

Туманный туман

желток желтый

глазастый глаз

зеленеть зеленый

Суффиксы бывают: Словообразующие (служат для образования новых слов) Формообразующие (служат для образования форм слова: ть – инфинитив,   л – прошедшее время)

Суффиксы бывают:

Словообразующие (служат для образования новых слов)

Формообразующие (служат для образования форм слова: ть – инфинитив, л – прошедшее время)

Примеры комнат а + -к- →  комнатк а  комнат а + -н- →  комнатн ый  свет + -л- →  светл ый  светл ый + -еньк- →  светленьк ий   светл ый + -е →  светле ть Производная основа Производящая основа Производная основа Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производящая основа

Примеры

  • комнат а + -к- комнатк а
  • комнат а + -н- комнатн ый
  • свет + -л- светл ый
  • светл ый + -еньк- светленьк ий
  • светл ый + -е светле ть

Производная основа

Производящая основа

Производная основа

Производящая основа

Производная основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производная основа

Производная основа

Производящая основа

Приставочно-суффиксальный способ – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса . со курс ник курс пере нос иц а нос в читать ся читать Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.  Приморский  мор е

Приставочно-суффиксальный способ

– образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса .

  • со курс ник курс
  • пере нос иц а нос
  • в читать ся читать

Проверь! Нет однокоренного слова «курсник»

не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.

Приморский мор е

Примеры не- + избеж ать + -н- →  неизбежн ый  под- + слеп ой + -оват- →  подслеповат ый  по- + французск ий + и →  по-французски  со- + курс + ник →  сокурсник  в- + чита ть + ся →  вчита ть ся Производящая основа Производная основа Производная основа Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производящая основа

Примеры

  • не- + избеж ать + -н- неизбежн ый
  • под- + слеп ой + -оват- подслеповат ый
  • по- + французск ий + и по-французски
  • со- + курс + ник сокурсник
  • в- + чита ть + ся вчита ть ся

Производящая основа

Производная основа

Производная основа

Производящая основа

Производная основа

Производящая основа

Производящая основа

Производная основа

Производная основа

Производящая основа

Порядок морфемного разбора слова. 1. Окончание и основа. 2. Корень; подбор однокоренных слов. 3. Приставка (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно).

Порядок морфемного

разбора слова.

1. Окончание и основа.

2. Корень; подбор однокоренных слов.

3. Приставка (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно).

Образец письменного разбор.

Образец письменного разбор.

Сделайте морфемный разбор слов.  Пришкольный, недалеко, бесконечным, раздаются, затемно, сказочное, медленно, расположиться.

Сделайте морфемный разбор слов.

Пришкольный, недалеко,

бесконечным, раздаются, затемно, сказочное, медленно, расположиться.

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!