Второе декабря.
Классная работа.
Морфемика и словообразование.
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.
Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
Орфография - это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
Что такое морфема?
Перечислите морфемы, имеющиеся в основе слова .
Морфе́ма – это наименьшая значимая часть слова.
К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.
Классификация морфем
Значимые части слова
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов:
соль, лес, мышь .
Чтобы найти корень слова, надо:
1. Определить часть речи
2. Найти окончание
3. Найти основу
4. Подобрать однокоренные слова
5. Сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначив её как корень.
Буквы о-а в корне -лаг- ― -лож-
Предл а г а ть – предл о жить
Сл а г а емое – сл о жение
Прил а г а ть - прил о жение
Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) ― -рос-.
-р а ст - р а ст ение
-р а щ - выр а щ енный
-р о с - зар о с ли
Исключения: отр а с ль, р о ст ок, р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав.
Вставьте пропущенные буквы:
Изл_гать, пол_гать, возл_гать,
сл_гаемое, предл_гать, отр_сль,
изл_жение, р_стение, р_сток, подр_сли, выр_щенный.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов:
тереть – про тереть,
бежать – при бежать,
город – при город.
Приставки на -з, -с .
Раз- (рас-)
Без- (бес-)
Из- (ис-)
Воз- (вос-)
Вз- (вс-)
Низ- (нис-)
Через- (черес-)
з десь, з доровье, з дание!
З нельзя в них изменить, чтобы смысл не повредить !
Буквы з и с на конце приставок
ра з резать, бе з вкусный, в з лететь
ра с чертить, бе с крайний, в с ходить
ЗАПОМНИТЕ!
С дать, с делать, с гореть, с бить.
Приставки З- не бывает!
Несгибаемый, несгораемый .
Приставки нез-, нес- не бывает.
Потренируемся.
Ра_цветать, бе_крайний, _десь, бе_смысленный, ра_бросать, ра_стилается, _дание, _делать, не_гораемый, и_чезать; с_экономить, об_узить, об_единить, б_ётся, под_ём.
Разделительный
ъ
ь
после приставок на согласную
перед е , ё , ю , я
в остальных случаях
Запомните : ад ъ ютант
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования
новых слов:
сад – сад ик ,
слон – слон ёнок ,
сад – сад ов ый .
Окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой образуются формы слов. Окончания вместе с предлогами служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях:
мышь , мыш и , о мыш ах .
17
Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:
горячо, тепло, стыдно;
метро, пальто, кофе.
Основа – это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс:
соль , солён ый, солить , посолить.
Вспомним правила!
Пр…л…гать усилия, отл…жить на завтра, ра…пол…житься у костра, спросить ш…потом, сладкий крыж…вник, купить ц…ркуль, сестриц…на сумка, ж…лтый ц…плёнок, приехать на Белору…кий во…зал, можно предпол…жить, ул…жить ч…модан, смог это …делать, был вчера …десь, крепкое …доровье.
Вопросы к работе
Какими правилами вы руководствовались, чтобы выполнить эту работу?
Сформулируйте эти правила.
Морфемные способы образования слов
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-
суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение
Приставочный способ словообразования
Образование новых слов путем присоединения к
производящей основе приставки.
Приставочным способом могут образовываться
разные части речи.
пре опасный опасный
кое -кто кто
вы бежать бежать
Слова, образованные приставочным способом,
всегда относятся к той же части речи, что и слова,
от которых они образованы.
агент → супер агент
Сущ. Сущ.
интересный → пре интересный
Прил. Прил.
Чаще этим способом образуются глаголы
ехать → от ъехать
→ вы ехать
→ въ ехать
→ при ехать
Суффиксальный способ словообразования – образование новых слов путем присоединения к производящей основе суффикса.
Туманный туман
желток желтый
глазастый глаз
зеленеть зеленый
Суффиксы бывают:
Словообразующие (служат для образования новых слов)
Формообразующие (служат для образования форм слова: ть – инфинитив, л – прошедшее время)
Примеры
- комнат а + -к- → комнатк а
- комнат а + -н- → комнатн ый
- свет + -л- → светл ый
- светл ый + -еньк- → светленьк ий
- светл ый + -е → светле ть
Производная основа
Производящая основа
Производная основа
Производящая основа
Производная основа
Производящая основа
Производящая основа
Производящая основа
Производная основа
Производная основа
Производящая основа
Приставочно-суффиксальный способ
– образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса .
- со курс ник курс
- пере нос иц а нос
- в читать ся читать
Проверь! Нет однокоренного слова «курсник»
не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.
Приморский мор е
Примеры
- не- + избеж ать + -н- → неизбежн ый
- под- + слеп ой + -оват- → подслеповат ый
- по- + французск ий + и → по-французски
- со- + курс + ник → сокурсник
- в- + чита ть + ся → вчита ть ся
Производящая основа
Производная основа
Производная основа
Производящая основа
Производная основа
Производящая основа
Производящая основа
Производная основа
Производная основа
Производящая основа
Порядок морфемного
разбора слова.
1. Окончание и основа.
2. Корень; подбор однокоренных слов.
3. Приставка (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно).
Образец письменного разбор.
Сделайте морфемный разбор слов.
Пришкольный, недалеко,
бесконечным, раздаются, затемно, сказочное, медленно, расположиться.
Спасибо за работу!