Планируемые результаты освоения АООП УО (вариант 1)
Подготовила: Попикова
Наталья Александровна, учитель
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения ФАООП УО (вариант 1).
Задачи:
- Закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- Ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
- Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ФАООП УО (вариант 1), позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
- Предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
- Позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы
- Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;
- Объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
- Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Состав экспертной группы :
- учителя,
- воспитатели
- учителя-логопеды
- педагоги-психологи,
- социальные педагогические работники,
- медицинский работник,
- родители (законные представители)
Требования к процедуре проведения оценки личностных результатов освоения АООП
- Наличие диагностического обследования возможностей всех доступных видов деятельности обучающегося;
- Наличие документа, содержательного материала, который позволит визуализировать информацию, создаёт зрительную опору (индивидуальная карта развития обучающегося);
- Наличие экспертной оценки (наблюдения, беседы, анализ творческих работ, спортивных достижений и т.д.)
- Наличие регламента сроков вынесения оценки.
Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Личностные результаты освоения адаптированной программы обучающимся с лёгкой степенью умственной отсталости отражают:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты (критерии, параметры и индикаторы) освоения АООП обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
1-4 классы
№
п/п
1.
Критерии
Параметры оценки
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину .
Первоначальные представления о себе и своем
Индикаторы
«Я»
Наличие запаса сведений о себе как о гражданине России.
2.
Выраженность стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города, посвященных праздничным государственным датам и важным социально-культурным мероприятиям.
Элементарные представления о своей национальности и этнической принадлежности и принадлежности других окружающих.
Узнавание основных государственных символов России (флаг, герб, гимн).
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Проявляет лояльно – дружеские отношения с одноклассниками, представителями других национальностей и этносов.
Понимает и выполняет основные социально- ролевые правила поведения как обучающегося в классе, в школе.
Преобладает интерес к познанию в процессе учебной деятельности.
Наличие выраженного интереса к отдельным учебным предметам.
Знает имена родственников и дни семейных праздников.
Проявляет заботу о родителях, педагогах, одноклассниках.
Соблюдает морально-этические нормы поведения в классе, дома, на улице и в других учреждениях
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ФИ обучающегося _____________________ класс
_________год обучения________________________________________________
Проведено классным руководителем _________________________________________
№
п/п
1
Критерии
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
2
Результат
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
3
Формирование уважительного отношения к окружающим.
4
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
5
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
6
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Результаты анализа представляются в форме условных единиц:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Вывод
- Оценка личностных результатов производится 1 раз в год и предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
- Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту личностного роста обучающегося (Карта личностного роста), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
- Основной формой работы участников экспертной группы является психолого- консилиум.
- В ходе оценивания уровня сформированности личностных результатов обучающихся используется самооценка . Обучающиеся 5-9 классов 1 раз в год сами заполняют индивидуальную карту личностного роста. Результаты самооценки анализируются классным руководителем, учителями, воспитателями
Предметные результаты освоения АООП обучающимися с УО (вариант 1 )
Предметные результаты со второго полугодия 2 класса
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Критерии оценки планируемых результатов
- Соответствие и (или) несоответствие науке и практике "верные" или "неверные".
(Критерий "верно" и (или) "неверно" (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления)
- Полнота и надежность усвоения: (По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные ).
- Самостоятельность применения усвоенных знаний. (Оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно ; выполнено по словесной инструкции ; выполнено с опорой на образец ; задание не выполнено при оказании различных видов помощи ).
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления
(устные, письменные, практические);
по характеру выполнения
(репродуктивные, продуктивные, творческие).
Целесообразно соотносить результаты, с оценками типа:
- "удовлетворительно" (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
- "хорошо" - от 51% до 65% заданий.
- "очень хорошо" (отлично) - свыше 65%.
Итоговая аттестация
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме "зачет" и (или) "незачет".
Формирование базовых учебных действий.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности, учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- с формировать мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладевать комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развивать умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной
Функции базовых учебных действий :
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Базовые учебные действия
- Личностные БУД , обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Регулятивные БУД - это умение определять цель деятельности. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
- Коммуникативные БУД -это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми
- Познавательные БУД - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
С учетом возрастных особенностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения .
I - IV
и дополнительный классы
V-IX классы
(2 этап)
(1 этап)
Х-ХII классов
(3 этап)
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Система оценки БУД
- 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
- 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
- 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
- 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Спасибо за внимание!