Проценты
Подготовила
Учитель математики
Сигачева Наталья Ильинична
ВВЕДЕНИЕ
- На уроке математики мы с вами познакомимся с этим понятием и возникает вопрос – как возникли проценты, так ли они необходимы людям?
ПРОЦЕНТ
- Проце́нт ( лат. per cent - на сотню) - одна сотая доля. Обозначается знаком «%». Используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому.
- Проценты это математическое понятие, которое, в отличие от многих подобных понятий, очень часто встречается в повседневной жизни.
ПРОЦЕНТЫ В ДРЕВНОСТИ
- История происхождения процентов началась еще в древности. Слово процент переводится как «за сотню» или «со ста». И первыми идею выражать таким образом части целого придумали древние вавилоняне. Дело в том, что этот строй пользовался шестидесятеричными дробями, поэтому им просто необходимо было такое нововведение. До наших дней дошли клинописные таблицы вавилонян, при помощи которых можно легко и быстро определить, какова сумма процентных денег.
ПРОЦЕНТЫ В ДРЕВНОСТИ
- У народов Индии своя история появления процентов . Индийские математики по своему считали процент. Они пользовались тройным правилом (использованием пропорции). Кроме этого, в Индии проводили более сложные операции с %, чем просто считать сдачу.
- А вот в древнем Риме основная история возникновения процентов официально начинается с тех времен, когда сенату пришлось устанавливать максимально допустимый процент, взимаемый с должников, чтобы заимодавцы «не переусердствовали» в «выбивании долгов». Кстати, именно из древнего Рима проценты начали свое «шествие» по миру.
СРЕДНИЕ ВЕКА
- В Средние века очень сильно распространена была торговля, в связи с чем много внимания было обращено на правильность и умение высчитывать проценты. Тогда уже проценты, история которых началась гораздо раньше, начали свою эволюцию. Торговцам приходилось считать не просто проценты, а проценты с процентов, сложные проценты и т.д. Некоторые компании даже составляли свои таблицы и схемы по вычислению процентов. Эти таблицы, кстати, считались коммерческой тайной и тщательно охранялись.
ЗНАК «%»
- Существуют две версии происхождения знака %. Одна из версий, больше похожая на вымысел, это ошибка наборщика, который, набирая в 1985 году в Париже книгу под названием «Руководство по коммерческой арифметике» по ошибке вместо слова «СТО» поставил знак %.
- По второй, более правдоподобной версии, знак % это упрощение буквы t в слове cto, которым ранее обозначали проценты.
- Мы уже не узнаем, какая из версий правильная, однако знаком % пользуются в современном мире, и очень активно.
ПРАВИЛА
- Чтобы найти процент от числа, нужно число умножить на процент.
- Чтобы найти число по его проценту, нужно его известную часть разделить на то, сколько процентов она составляет от числа.
- Чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, нужно ту часть, о которой спрашивается, разделить на общее количество и умножить на 100 %
ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ
Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60 % имели высшую категорию качества. Сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?
Решение:
Найдем 60 % от 500 (общее количество насосов). 60 % = 0,6 500 • 0,6 = 300 насосов высшей категории качества.
Ответ: 300 насосов высшей категории качества.
138 (это означает, что 138 является частью 600). Ответ: 600 (стр.) - общее количество страниц в книге. " width="640"
ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ
- № 2 : Ученик прочитал 138 страниц, что составляет 23 % числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге?
Решение:
Итак, нам неизвестно сколько всего страниц в книге. Но мы знаем, что часть, которую прочитал ученик (138 страниц) составляет 23 % от общего количества страниц в книге. Так как 138 стр. - это всего лишь часть, само количество страниц, естественно, будет больше 138. Это поможет нам при проверке.
138: 23%= 138 :0,23= 600 стр.
Проверка: 600 138 (это означает, что 138 является частью 600).
Ответ: 600 (стр.) - общее количество страниц в книге.
ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ
Из 200 арбузов 16 оказались незрелыми. Сколько процентов всех арбузов составили незрелый арбузы?
Решение:
О чем спрашивают? О незрелых арбузах. Значит, 16 делим на общее количество арбузов и умножаем на 100 %.
(16:200) * 100%=8%
Ответ: 8 % - составляют незрелые арбузы от всех арбузов.
ВЫВОД
- Проценты - одно из удобных математических понятий, которое возникло в глубокой древности и используется в современности во всех сферах жизнедеятельности.