Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках географии»
учитель географии
МБОУ СОШ пос. Литовко
Князева Татьяна Анатольевна
- Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональной грамотности на уроках географии
- Задачи:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по технологии развития функциональной грамотности у участников по данному предмету, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
- Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме.
- Функциональная грамотность - рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
- Естественно-научная функциональная грамотность -
«… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».
- Основные признаки функционально- грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями .
Три основных фактора
- Первый - это умение решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой)
- Второй - компьютерные и информационные умения
- Третий - коммуникативные умения
Рекомендации для учителя по составлению заданий на формировании функциональной грамотности школьников:
Приемы
-Технология проектной деятельности. - участие в школьных научно-практических конференциях, семинарах,олимпиадах
-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.
-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)
Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:
- 1 направление: разработка заданий на функциональную грамотность
- 2 направление - работа с дискретным текстом -
в географии, это прежде всего работа с картой, так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например,
Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь.
Задание на применение
Доля Азии в численности населения Земли составляет:
A) 20%
B) 30%
C) 40%
D) 50%
E) 60%
В диаграмме численности населения Земли темным цветом выделена доля
A) Северной Америки
B) Азии
C) Латинской Америки
D) Европы
E) Африки
Функциональная грамотность
ЕНТ – знаниевый компонент
УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОРИЕКТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ?
Задание 1. Ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «На Курской дуге были и такие случаи: направление стрельбы определяли по звёздам, по Луне, по направлению железнодорожных рельсов». А почему нельзя было использовать показания приборов, например компаса?
УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОРИЕКТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ?
Задание 2.
Какое время действует на Северном и Южном полюсах?
При угрозе наступления, какого природного явления актуальны такие рекомендации?
Задание 1.
Будьте внимательны. По мере передвижения постоянно контролируйте состояние снега. Перед тем как выйти на большой склон, испытайте маленький с такими же крутизной и ориентацией по отношению к солнцу. Наблюдайте за своей тенью. Когда она направлена на склон, воздействие солнца сильнее всего. Ищите защиты в густом лесу, на наветренных склонах и за естественными барьерами. Наблюдайте за погодой: любое внезапное изменение её опасно.
Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. У каждого ребенка есть способности и таланты.
- Наша задача - руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно - активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.
Спасибо за внимание!