СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Речевой этикет"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презетация содержит информацию об истории появления понятия "Этикет", об этикетных формулах, ситуационные задачи. Материал может пригодиться для проведения урока по Культуре речи, для внеурочной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Речевой этикет"»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский колледж технологий и предпринимательства» (ГАПОУ СО «УКТП») Преподаватель (ВКК) Исмоилова Екатерина Николаевна   Дисциплина Русский язык и культура Занятие № 15 (2 часа) Тема занятия Речевой этикет Вид занятия: изучение нового материала;

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Уральский колледж технологий и предпринимательства»

(ГАПОУ СО «УКТП»)

Преподаватель (ВКК) Исмоилова Екатерина Николаевна

 

Дисциплина Русский язык и культура

Занятие № 15 (2 часа)

Тема занятия Речевой этикет

Вид занятия: изучение нового материала;

Тема занятия: Речевой этикет  Цель: актуализировать знания о понятии «речевой этикет»  «Никогда не теряй терпения — это последний ключ, отпирающий двери» Антуан де Сент-Экзюпери

Тема занятия: Речевой этикет Цель: актуализировать знания о понятии «речевой этикет»

«Никогда не теряй терпения — это последний ключ, отпирающий двери»

Антуан де Сент-Экзюпери

Этикет (с французского языка) - «ярлык», «этикетка». Но образовалось это слово на основе греческого ethos – «обычай», «характер».  Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.
  • Этикет (с французского языка) - «ярлык», «этикетка».
  • Но образовалось это слово на основе греческого ethos – «обычай», «характер».
  • Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.
 «Прошу простить меня, мсье. Я не нарочно!»  Королева Мария-Антуанетта была супругой короля Франции Людовика XVI. Годы её царствования пришлись на тяжелые и неспокойные времена, к которым монархи не были готовы. В итоге, Великая французская революция, случившаяся в годы их правления, трагически оборвала жизнь королевской четы.  В 1793-м революционное правительство приговорило Людовика и его супругу к казни. Входя на эшафот, Мария-Антуанетта не потеряла королевского достоинства: случайно наступив на ногу палача, она произнесла свои последние слова:  «Прошу простить меня, мсье. Я не нарочно» .

«Прошу простить меня, мсье. Я не нарочно!»

Королева Мария-Антуанетта была супругой короля Франции Людовика XVI. Годы её царствования пришлись на тяжелые и неспокойные времена, к которым монархи не были готовы. В итоге, Великая французская революция, случившаяся в годы их правления, трагически оборвала жизнь королевской четы.

В 1793-м революционное правительство приговорило Людовика и его супругу к казни. Входя на эшафот, Мария-Антуанетта не потеряла королевского достоинства: случайно наступив на ногу палача, она произнесла свои последние слова:  «Прошу простить меня, мсье. Я не нарочно» .

«Я бы хотела быть королевой ваших сердец…» Принцесса Диана  На протяжении всей жизни Диана уделяла много времени благотворительности и занималась проблемами отвергнутых обществом людей. Она посещала убежища для бездомных, клиники для ВИЧ-инфицированных, детские больницы и часто брала с собой сыновей, чтобы они учились состраданию и доброте. В 90-х принцесса вела активную деятельность по запрету противопехотных мин. Она объездила множество государств, посещала военные госпитали, чтобы лично увидеть последствия применения фугасных мин и убедить правительства стран отказаться от этого оружия.

«Я бы хотела быть королевой ваших сердец…» Принцесса Диана

На протяжении всей жизни Диана уделяла много времени благотворительности и занималась проблемами отвергнутых обществом людей. Она посещала убежища для бездомных, клиники для ВИЧ-инфицированных, детские больницы и часто брала с собой сыновей, чтобы они учились состраданию и доброте. В 90-х принцесса вела активную деятельность по запрету противопехотных мин. Она объездила множество государств, посещала военные госпитали, чтобы лично увидеть последствия применения фугасных мин и убедить правительства стран отказаться от этого оружия.

Скромность и вежливость – покоряют тысячи людей! «Я совершенно искренне считаю, что если кто-то снялся в двух-трех популярных кинофильмах и стал известным актером, то это совсем не повод считать, что этот кто-то лучше других» Киану Ривз Об искренности

Скромность и вежливость – покоряют тысячи людей!

«Я совершенно искренне считаю, что если кто-то снялся в двух-трех популярных кинофильмах и стал известным актером, то это совсем не повод считать, что этот кто-то лучше других»

Киану Ривз Об искренности

Этикет в «рекреационных» сферах  «Мы — леди и джентльмены, предоставляющие услуги леди и джентльменам» - правило одной из самых популярных гостиниц Англии

Этикет в «рекреационных» сферах

«Мы — леди и джентльмены, предоставляющие услуги леди и джентльменам» - правило одной из самых популярных гостиниц Англии

Что такое «речевой этикет»?  Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации   «Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.  «Толковый словарь русского речевого этикета»  Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.  «Русский язык. Энциклопедия»

Что такое «речевой этикет»?

  • Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
  • «Толковый словарь русского речевого этикета»
  • Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.

«Толковый словарь русского речевого этикета»

  • Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

«Русский язык. Энциклопедия»

Правила речевого этикета Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.   Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.   Терпимость  состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.   Доброжелательность  необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов. Дополните этот список еще 2-3 правилами

Правила речевого этикета

  • Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
  • Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
  • Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
  • Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
  • Дополните этот список еще 2-3 правилами
  Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек.

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек.

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям: ... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся... ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...Не много смеяться, стыдиться старших... ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»   Великий князь Киевский Владимир Мономах  (1053-1125)

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:

  • ... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся...
  • ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...
  • ...Не много смеяться, стыдиться старших...
  • ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»

 

Великий князь Киевский Владимир Мономах

(1053-1125)

 «...Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».  «Домострой», Х V век

«...Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать». «Домострой», Х V век

Пословицы и поговорки об этикете Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай.  Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит.  Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.  Раскройте смысл одной из пословиц       

Пословицы и поговорки об этикете

  • Умный не говорит, невежда не дает говорить.
  • Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай.
  • Дед говорит про курицу, а бабка - про утку.
  • Вы слушайте, а мы будем молчать.
  • Глухой слушает, как немой речь говорит.
  • Все беды человека от его языка.
  • Корову ловят за рога, людей за язык.
  • Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.
  • Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать.
  • Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

Раскройте смысл одной из пословиц      

Этикетные формулы: формулы благодарности формулы извинения формулы приветствия формулы вежливого отказа

Этикетные формулы:

  • формулы благодарности
  • формулы извинения
  • формулы приветствия
  • формулы вежливого отказа
Формулы благодарности Благодарить – дарить добро Благодарность – чувство признательности кому–нибудь за оказанное добро, внимание, услугу . (словарь С. И. Ожегова) Благо – добро, благополучие.

Формулы благодарности

Благодарить – дарить добро

  • Благодарность – чувство признательности кому–нибудь за оказанное добро, внимание, услугу .

(словарь С. И. Ожегова)

  • Благо – добро, благополучие.
Формулы благодарности Спасибо, большое спасибо Благодарю вас Очень признателен (признательна) Я вам многим обязан(а). У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен (благодарна). Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронут(а) вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.

Формулы благодарности

  • Спасибо, большое спасибо
  • Благодарю вас
  • Очень признателен (признательна)
  • Я вам многим обязан(а).
  • У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас.
  • Как я вам благодарен (благодарна).
  • Моя благодарность не знает границ.
  • Я хочу поблагодарить вас.
  • Вы очень любезны.
  • Я тронут(а) вашим вниманием.
  • Это очень мило с вашей стороны.
  • Вы меня так выручили.
Формулы приветствия Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием!  Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Добрый вечер! Здорово, браток! Легок на помине! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль!

Формулы приветствия

  • Пламенный привет!
  • Доброго здоровья!
  • Здравствуйте!
  • Позвольте поприветствовать вас!
  • Кого я вижу! Мое почтение!
  • Привет честной компании!
  • Сколько лет, сколько зим!
  • С прибытием!
  • Общий салют!
  • Добро пожаловать!
  • Рад вас видеть!
  • Сердечно приветствую вас!
  • Доброе утро! Добрый вечер!
  • Здорово, браток!
  • Легок на помине!
  • Здравия желаю!
  • Хелло!
  • Хлеб да соль!
Формулы извинения прости, пожалуйста,… прошу меня извинить извините, пожалуйста,..

Формулы извинения

  • прости, пожалуйста,…
  • прошу меня извинить
  • извините, пожалуйста,..
Знание этих правил может не привести к успешному общению   Одной из причин неудачного общения называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции

Знание этих правил может не привести к успешному общению

Одной из причин неудачного общения называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции

Формулы вежливого  отказа       С И Т У А Ц И И:  1) Одногруппник просит тебя отправить выполненную работу, чтобы списать. Ты не хочешь этого делать, потому что считаешь, что эту тему нужно изучить самостоятельно, тебе неприятно, что человек пользуется вашими хорошими отношениями.  Как вежливо отказать приятелю?

Формулы вежливого отказа

С И Т У А Ц И И:

  • 1) Одногруппник просит тебя отправить выполненную работу, чтобы списать. Ты не хочешь этого делать, потому что считаешь, что эту тему нужно изучить самостоятельно, тебе неприятно, что человек пользуется вашими хорошими отношениями.

Как вежливо отказать приятелю?

Рассмотрим карикатуру Х. Бидструпа. Как должны поступить гостеприимные хозяева?

Рассмотрим карикатуру Х. Бидструпа.

Как должны поступить гостеприимные хозяева?

Рассмотрим ситуацию в транспорте. Как вежливо предложить пожилой даме или мужчине свое место?

Рассмотрим ситуацию в транспорте.

Как вежливо предложить пожилой даме или мужчине свое место?

Правила для говорящего   Уважение к людям есть уважение к самому себе. Джон Голсуорси

Правила для говорящего

Уважение к людям есть уважение к самому себе.

Джон Голсуорси

Правила для говорящего Говорящий должен относиться к собеседнику доброжелательно. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение.  Говорящий не должен навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственное мнение, и ставить в центр внимания собственное

Правила для говорящего

  • Говорящий должен относиться к собеседнику доброжелательно.
  • Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение.
  • Говорящий не должен навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственное мнение, и ставить в центр внимания собственное "я" ;
Правила для говорящего Говорящий должен выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру; Во время беседы говорящий должен следовать логике развертывания текста.

Правила для говорящего

  • Говорящий должен выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру;
  • Во время беседы говорящий должен следовать логике развертывания текста.
Правила для слушающего Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему; Выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

Правила для слушающего

  • Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему;
  • Выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.
   Тест «Умеете ли вы слушать?»  1 . Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?  2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?  3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?  4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?  5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?  6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?  7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?  8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?  9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику? «почти всегда» - 2 балла  «в большинстве случаев» -4 балла  «иногда» -6 баллов  «редко»-8 баллов  «никогда»-10 баллов

Тест «Умеете ли вы слушать?»

1 . Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?

2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?

3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?

4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?

5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?

6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?

7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?

9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?

«почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» -6 баллов «редко»-8 баллов «никогда»-10 баллов

   Тест «Умеете ли вы слушать?»  «почти всегда»-2 балла  «в большинстве случаев» -4 балла  «иногда» -6 баллов  «редко»-8 баллов  «никогда»-10 баллов     55 баллов — вы слушатель «среднего уровня»  62 балла - «выше среднего уровня»  более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей»      Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы !

Тест «Умеете ли вы слушать?»

«почти всегда»-2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» -6 баллов «редко»-8 баллов «никогда»-10 баллов   55 баллов — вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей»  

Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы !

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как  вежливость .  М. Сервантес  Задание: сформулируйте правила речевого этикета в процессе телефонного разговора, официальной переписки по электронной почте

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как  вежливость . М. Сервантес

Задание: сформулируйте правила речевого этикета в процессе телефонного разговора, официальной переписки по электронной почте


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!