СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен материал по обобщению опыта работы учителя по теме "Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики"»

Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики в начальной школе. Подготовила: учитель начальных классов МОАУ «СОШ №24 г. Орска» Белоус Э.Р.

Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики в начальной школе.

Подготовила: учитель начальных классов МОАУ «СОШ №24 г. Орска» Белоус Э.Р.

Академик Лев Дмитриевич Кудрявцев говорил: «Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
  • Академик Лев Дмитриевич Кудрявцев говорил: «Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Причины, тормозящие процесс решения задач У учащихся не сформированы умения: 1) читать и понимать тексты различных структур; 2) правильно представлять себе и моделировать житейские ситуации, обрисованные в задаче. 3) Школьные причины.

Причины, тормозящие процесс решения задач

У учащихся не сформированы умения:

1) читать и понимать тексты различных структур;

2) правильно представлять себе и моделировать житейские ситуации, обрисованные в задаче.

3) Школьные причины.

Приёмы для развития смыслового чтения Приём «Кластер». Приём «Лови ошибку». Приём использования «Ромашки Блума». Приём «Верю – не верю». Работа с диаграммами. Подбор к условию схемы и выбор решения задачи. Приём составления сводных таблиц. Приём «Кубик» для работы в группах над заданием, содержащим геометрический материал. Приём чтения перевёрнутого текста.

Приёмы для развития смыслового чтения

  • Приём «Кластер».
  • Приём «Лови ошибку».
  • Приём использования «Ромашки Блума».
  • Приём «Верю – не верю».
  • Работа с диаграммами.
  • Подбор к условию схемы и выбор решения задачи.
  • Приём составления сводных таблиц.
  • Приём «Кубик» для работы в группах над заданием, содержащим геометрический материал.
  • Приём чтения перевёрнутого текста.
Приём создания Кластера. Кластер «Прямоугольник» 4 стороны , противоположные стороны равны 4 угла, все углы прямые Диагонали равны Периметр прямоугольника Площадь прямоугольника (а+в) х 2 или а х в а х 2 +в х 2 Измеряется в квадратных единицах Измеряется в обычных единицах

Приём создания Кластера.

Кластер «Прямоугольник»

4 стороны , противоположные стороны равны

4 угла, все углы прямые

Диагонали равны

Периметр прямоугольника

Площадь прямоугольника

(а+в) х 2 или

а х в

а х 2 +в х 2

Измеряется в квадратных единицах

Измеряется в обычных единицах

Кластер «Компоненты деления и умножения»  Умножение Деление Множитель Множитель Делимое Произведение Делитель Частное Делитель Частное Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель. Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.

Кластер «Компоненты деления и умножения»

Умножение Деление

Множитель

Множитель

Делимое

Произведение

Делитель

Частное

Делитель

Частное

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

  • Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.
  • Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.

Приём «Лови ошибку»

Приём работы с текстом, информацию, содержащуюся в котором надо проверять.

При выполнении задания с планом

Наш дачный посёлок совсем маленький: всего семь участков. Один из них давно заброшен, и дом там развалился. Зато у нас есть большой пруд. На нашем участке растёт берёза. Других больших деревьев в посёлке нет. Когда я был маленький, я не мог влезть на берёзу. А сейчас мы с соседом Колей построили шалаш в нижних ветвях и играем в Робинзона Крузо. Коля живёт на соседнем с нами участке около ворот. Напротив наших участков дача Сергея Ивановича — между домиком охранника и прудом. Я думаю, что это самый лучший участок в нашем посёлке. Самый большой участок у нас заброшен, но скоро там появятся новые хозяева. Мама говорит, что у них сын моего возраста, так что у нас с Колей будет новый друг. За заброшенным участком ещё два: сначала дача Марии Петровны, а потом — дача её брата Павла Петровича. Участок Павла Петровича маленький, почти как наш или даже меньше. Есть ещё один большой участок. Мы с ним граничим, но как зовут хозяина, я не знаю. Он редко выходит из дома, а когда выходит, проходит мимо и ни с кем не здоровается. Он в прошлом году сказал папе, что наша берёза ему мешает, но папа берёзу пилить не будет. Как берёза может мешать?

Найди ошибки в плане. Домик охранника

Найди ошибки в плане.

Домик охранника

1. Участок, где живёт автор сочинения Артём.  2. Участок, где живёт друг Артёма Коля.  3. Участок Сергея Ивановича.  4. Участок Марии Петровны.  5. Участок Павла Петровича. 6. Участок, где живёт сосед, которому мешает берёза
  • 1. Участок, где живёт автор сочинения Артём.
  • 2. Участок, где живёт друг Артёма Коля.
  • 3. Участок Сергея Ивановича.
  • 4. Участок Марии Петровны.
  • 5. Участок Павла Петровича.
  • 6. Участок, где живёт сосед, которому мешает берёза
     Приём использования Ромашки Блума, как способ работы над анализом задачи.

Приём использования Ромашки Блума, как способ работы над анализом задачи.

Классификация вопросов Б. Блума Простые: Сколько? Как? Когда? (проверяют знание текста) Уточняющие вопросы: Правильно ли я понял, что…? (Выводят на уровень понимания текста) Объясняющие вопросы: Почему? (используются для анализа текстовой информации) Творческие вопросы: Что изменилось бы если…? (Подразумевают синтез полученной информации) Оценочные вопросы: Что хорошо? Что плохо?
  • Классификация вопросов Б. Блума
  • Простые: Сколько? Как? Когда? (проверяют

знание текста)

  • Уточняющие вопросы: Правильно ли я понял, что…? (Выводят на уровень понимания текста)
  • Объясняющие вопросы: Почему? (используются для анализа текстовой информации)
  • Творческие вопросы: Что изменилось бы если…? (Подразумевают синтез полученной информации)
  • Оценочные вопросы: Что хорошо? Что плохо?
Например, в ВПР есть задачи на работу со временем:   Тамара Петровна едет в электричке уже 40 мин. Во сколько она приедет на вокзал, если она села в электричку в 12 ч 10 мин., а ехать ей осталось ещё 30 мин.? Простые вопросы : Во сколько Татьяна Петровна села в электричку? Сколько минут она едет? Сколько ей ещё осталось ехать? Творческие вопросы : Во сколько Татьяна Петровна приехала бы на вокзал, если бы электричка сломалась и задержалась на 1ч, на 1ч 13 мин и т.д. Как изменится ответ задачи, если бы электричка увеличила скорость, и приехала на 15 минут раньше назначенного времени?

Например, в ВПР есть задачи на работу со временем:

  • Тамара Петровна едет в электричке уже 40 мин. Во сколько она приедет на вокзал, если она села в электричку в 12 ч 10 мин., а ехать ей осталось ещё 30 мин.?
  • Простые вопросы : Во сколько Татьяна Петровна села в электричку? Сколько минут она едет? Сколько ей ещё осталось ехать?
  • Творческие вопросы : Во сколько Татьяна Петровна приехала бы на вокзал, если бы электричка сломалась и задержалась на 1ч, на 1ч 13 мин и т.д.
  • Как изменится ответ задачи, если бы электричка увеличила скорость, и приехала на 15 минут раньше назначенного времени?
5.  Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения. Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.

5. Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения.

Прочитай внимательно текст про

Александрийский маяк. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.

  • Александрийский маяк
  • Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.
  • Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.
  • Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.
  • Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду, и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.
  • Ответы. Дополните и уточните ответы друг друга.
Год начала строительства маяка? 283 – 5 = 278 г. Год, в который маяк причислили к чудесам света? 283 - 4 = 279 г. Общая высота маяка? 3 Х 46= 138 м Площадь фундамента маяка? 180 • 180 = 32400м 2 Площадь основания нижней башни? 30 • 30 = 900м 2 Высота нижней башни? 138: 2 = 69м Высота колоннады с куполом? 69 – 40 = 29м Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением? 283г. до н.э. + 365г. н.э. = 648 лет Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям? 14век – 365г. (4век) = 10 веков

Год начала строительства маяка?

283 – 5 = 278 г.

Год, в который маяк причислили к чудесам света?

283 - 4 = 279 г.

Общая высота маяка?

3 Х 46= 138 м

Площадь фундамента маяка?

180 • 180 = 32400м 2

Площадь основания нижней башни?

30 • 30 = 900м 2

Высота нижней башни?

138: 2 = 69м

Высота колоннады с куполом?

69 – 40 = 29м

Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением?

283г. до н.э. + 365г. н.э. = 648 лет

Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям?

14век – 365г. (4век) = 10 веков

 Работа с диаграммами. Четвёртые классы в школе решили устроить соревнование, кто больше наберёт пятёрок по предметам за неделю. В понедельник 4 «А» набрал 26 пятёрок, а 4 «Б» на 4 пятёрки больше, у 4 «В» был любимый урок – физкультура, и они смогли набрать 42 пятёрки. Во вторник 4 «А» набрал 12 пятёрок, 4 «Б» - в 3 раза больше, а 4 «В» - только 9 пятёрок. В среду физкультура была у 4 «А» класса, и они набрали 39 пятёрок, 4 «Б» заработал 17 пятёрок, а 4 «В» на 7 пятёрок меньше, чем 4 «Б». В четверг все 3 класса ходили на экскурсию, поэтому все получили пятёрок мало, причём одинаковое количество. В сумме в четверг у трёх классов было 33 пятёрки. В пятницу 4 «А» получил 15 пятёрок, физкультура была в 4 «Б», и они заработали в 3 раза больше пятёрок, чем 4 «А», 4 «В» получил в этот день 20 пятёрок. Запиши условие в таблицу:

Работа с диаграммами.

  • Четвёртые классы в школе решили устроить соревнование, кто больше наберёт пятёрок по предметам за неделю. В понедельник 4 «А» набрал 26 пятёрок, а 4 «Б» на 4 пятёрки больше, у 4 «В» был любимый урок – физкультура, и они смогли набрать 42 пятёрки. Во вторник 4 «А» набрал 12 пятёрок, 4 «Б» - в 3 раза больше, а 4 «В» - только 9 пятёрок. В среду физкультура была у 4 «А» класса, и они набрали 39 пятёрок, 4 «Б» заработал 17 пятёрок, а 4 «В» на 7 пятёрок меньше, чем 4 «Б». В четверг все 3 класса ходили на экскурсию, поэтому все получили пятёрок мало, причём одинаковое количество. В сумме в четверг у трёх классов было 33 пятёрки. В пятницу 4 «А» получил 15 пятёрок, физкультура была в 4 «Б», и они заработали в 3 раза больше пятёрок, чем 4 «А», 4 «В» получил в этот день 20 пятёрок.
  • Запиши условие в таблицу:
Понедельник 4 «А» Вторник 4 «Б» Среда 4 «В» Четверг Пятница

Понедельник

4 «А»

Вторник

4 «Б»

Среда

4 «В»

Четверг

Пятница

Приём «Верю – не верю»

Приём «Верю – не верю»

Приём «Кубик» для работы с геометрическим материалом

Приём «Кубик» для работы с геометрическим материалом

Приём чтения перевёрнутого текста

Приём чтения перевёрнутого текста

Работа над правилами.

Работа над правилами.

Подбор к условию задачи схемы и выбор решения.

Подбор к условию задачи схемы и выбор решения.

Приём использования ромашки  Б. Блума.

Приём использования ромашки Б. Блума.

Придумываем вопросы в группах.

Придумываем вопросы в группах.

Представители от каждой группы задают подготовленные вопросы.

Представители от каждой группы задают подготовленные вопросы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!