Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики в начальной школе.
Подготовила: учитель начальных классов МОАУ «СОШ №24 г. Орска» Белоус Э.Р.
- Академик Лев Дмитриевич Кудрявцев говорил: «Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Причины, тормозящие процесс решения задач
У учащихся не сформированы умения:
1) читать и понимать тексты различных структур;
2) правильно представлять себе и моделировать житейские ситуации, обрисованные в задаче.
3) Школьные причины.
Приёмы для развития смыслового чтения
- Приём «Кластер».
- Приём «Лови ошибку».
- Приём использования «Ромашки Блума».
- Приём «Верю – не верю».
- Работа с диаграммами.
- Подбор к условию схемы и выбор решения задачи.
- Приём составления сводных таблиц.
- Приём «Кубик» для работы в группах над заданием, содержащим геометрический материал.
- Приём чтения перевёрнутого текста.
Приём создания Кластера.
Кластер «Прямоугольник»
4 стороны , противоположные стороны равны
4 угла, все углы прямые
Диагонали равны
Периметр прямоугольника
Площадь прямоугольника
(а+в) х 2 или
а х в
а х 2 +в х 2
Измеряется в квадратных единицах
Измеряется в обычных единицах
Кластер «Компоненты деления и умножения»
Умножение Деление
Множитель
Множитель
Делимое
Произведение
Делитель
Частное
Делитель
Частное
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
- Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.
- Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.
Приём «Лови ошибку»
Приём работы с текстом, информацию, содержащуюся в котором надо проверять.
При выполнении задания с планом
Наш дачный посёлок совсем маленький: всего семь участков. Один из них давно заброшен, и дом там развалился. Зато у нас есть большой пруд. На нашем участке растёт берёза. Других больших деревьев в посёлке нет. Когда я был маленький, я не мог влезть на берёзу. А сейчас мы с соседом Колей построили шалаш в нижних ветвях и играем в Робинзона Крузо. Коля живёт на соседнем с нами участке около ворот. Напротив наших участков дача Сергея Ивановича — между домиком охранника и прудом. Я думаю, что это самый лучший участок в нашем посёлке. Самый большой участок у нас заброшен, но скоро там появятся новые хозяева. Мама говорит, что у них сын моего возраста, так что у нас с Колей будет новый друг. За заброшенным участком ещё два: сначала дача Марии Петровны, а потом — дача её брата Павла Петровича. Участок Павла Петровича маленький, почти как наш или даже меньше. Есть ещё один большой участок. Мы с ним граничим, но как зовут хозяина, я не знаю. Он редко выходит из дома, а когда выходит, проходит мимо и ни с кем не здоровается. Он в прошлом году сказал папе, что наша берёза ему мешает, но папа берёзу пилить не будет. Как берёза может мешать?
Найди ошибки в плане.
Домик охранника
- 1. Участок, где живёт автор сочинения Артём.
- 2. Участок, где живёт друг Артёма Коля.
- 3. Участок Сергея Ивановича.
- 4. Участок Марии Петровны.
- 5. Участок Павла Петровича.
- 6. Участок, где живёт сосед, которому мешает берёза
Приём использования Ромашки Блума, как способ работы над анализом задачи.
- Классификация вопросов Б. Блума
- Простые: Сколько? Как? Когда? (проверяют
знание текста)
- Уточняющие вопросы: Правильно ли я понял, что…? (Выводят на уровень понимания текста)
- Объясняющие вопросы: Почему? (используются для анализа текстовой информации)
- Творческие вопросы: Что изменилось бы если…? (Подразумевают синтез полученной информации)
- Оценочные вопросы: Что хорошо? Что плохо?
Например, в ВПР есть задачи на работу со временем:
- Тамара Петровна едет в электричке уже 40 мин. Во сколько она приедет на вокзал, если она села в электричку в 12 ч 10 мин., а ехать ей осталось ещё 30 мин.?
- Простые вопросы : Во сколько Татьяна Петровна села в электричку? Сколько минут она едет? Сколько ей ещё осталось ехать?
- Творческие вопросы : Во сколько Татьяна Петровна приехала бы на вокзал, если бы электричка сломалась и задержалась на 1ч, на 1ч 13 мин и т.д.
- Как изменится ответ задачи, если бы электричка увеличила скорость, и приехала на 15 минут раньше назначенного времени?
5. Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения.
Прочитай внимательно текст про
Александрийский маяк. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.
- Александрийский маяк
- Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.
- Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.
- Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.
- Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду, и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.
- Ответы. Дополните и уточните ответы друг друга.
Год начала строительства маяка?
283 – 5 = 278 г.
Год, в который маяк причислили к чудесам света?
283 - 4 = 279 г.
Общая высота маяка?
3 Х 46= 138 м
Площадь фундамента маяка?
180 • 180 = 32400м 2
Площадь основания нижней башни?
30 • 30 = 900м 2
Высота нижней башни?
138: 2 = 69м
Высота колоннады с куполом?
69 – 40 = 29м
Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением?
283г. до н.э. + 365г. н.э. = 648 лет
Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям?
14век – 365г. (4век) = 10 веков
Работа с диаграммами.
- Четвёртые классы в школе решили устроить соревнование, кто больше наберёт пятёрок по предметам за неделю. В понедельник 4 «А» набрал 26 пятёрок, а 4 «Б» на 4 пятёрки больше, у 4 «В» был любимый урок – физкультура, и они смогли набрать 42 пятёрки. Во вторник 4 «А» набрал 12 пятёрок, 4 «Б» - в 3 раза больше, а 4 «В» - только 9 пятёрок. В среду физкультура была у 4 «А» класса, и они набрали 39 пятёрок, 4 «Б» заработал 17 пятёрок, а 4 «В» на 7 пятёрок меньше, чем 4 «Б». В четверг все 3 класса ходили на экскурсию, поэтому все получили пятёрок мало, причём одинаковое количество. В сумме в четверг у трёх классов было 33 пятёрки. В пятницу 4 «А» получил 15 пятёрок, физкультура была в 4 «Б», и они заработали в 3 раза больше пятёрок, чем 4 «А», 4 «В» получил в этот день 20 пятёрок.
- Запиши условие в таблицу:
Понедельник
4 «А»
Вторник
4 «Б»
Среда
4 «В»
Четверг
Пятница
Приём «Верю – не верю»
Приём «Кубик» для работы с геометрическим материалом
Приём чтения перевёрнутого текста
Работа над правилами.
Подбор к условию задачи схемы и выбор решения.
Приём использования ромашки Б. Блума.
Придумываем вопросы в группах.
Представители от каждой группы задают подготовленные вопросы.
Спасибо за внимание!