МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Исследовательская работа
(первые шаги в науке)
«Почва и её состав»
Выполнил:
Самылкин Николай Николаевич, 3 «А» класс
Московская область, Одинцовский г.о.,
р.п. Большие Вяземы, ул. Городок-17, д. 20а
Руководитель:
Кривич Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
Мало-Вяземской средней
общеобразовательной школы
1
1
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: расширить знания о почве и ее составе.
ЗАДАЧИ :
-изучить литературу по проблеме исследования;
-провести опыты, эксперименты и наблюдения по определению состава почвы;
-обобщить полученную информацию;
-проанализировать и обобщить результаты исследования.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ :
-анализ;
-эксперимент;
-наблюдение;
-сравнение;
-обобщение.
Актуальность темы обусловлена тем, что по статистике почва занимает всего 1/10 от всей поверхности Земли, остальное занимают ледники, водоемы, горы. Отсюда появляется вопрос, что особенного в такой маленькой частичке суши, из чего она состоит? Нам, школьникам, гораздо интереснее изучать состав почвы опытным путем, чем просто читать о них. Недаром народная мудрость гласит: «Доверяй, но проверяй».
Гипотеза исследования : состав почвы будет более понятен, если его изучать с помощью опытов, экспериментов, наблюдений.
Объект исследования: почва.
Предмет исследования: состав почвы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПОЧВЕ:
с лово почва — то же, что и «подошва». Древнерусское слово почва образовалось от слова подъшьва (то, на что наступает пятка).
Почва – это экосистема
Природная сопротивляемость почв – ресурс небезграничный, потому и появляются на крупных промышленных территориях, возле больших городов и транспортных артерий техногенные пустыни.
Состав почвы
Опыты и исследования
Почва содержит воздух
Цель опыта: показать, что почва содержит воздух.
Материалы и оборудование : стакан с почвой, колба с водой.
Описание опыта: мы взяли колбу с водой, высыпали туда почву из стакана и стали наблюдать: из почвы вверх потянулись пузырьки, значит, почва содержит воздух.
Вывод: в ходе экспериментальной работы мы убедились, в почве есть воздух. Воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность.
Почва содержит воду
Цель опыта: показать, что почва содержит воду.
Материалы и оборудование : держатель, горелка, пробирка с почвой.
Описание опыта: мы нагрели почву в пробирке. Через некоторое время стекло пробирки запотело, а потом на нем появились капельки воды.
Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится вода.
Почва содержит перегной
Цель опыта: обнаружение перегноя.
Материалы и оборудование : держатель, горелка, пробирка с почвой.
Описание опыта : мы продолжили нагревать землю, от нее пошел едкий дымок, образовался резкий неприятный запах в комнате. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет. Когда дым перестал выделяться, осталась серая почва.
Вывод: в ходе экспериментальной работы мы убедились, в почве содержится перегной, состоящий из остатков живых организмов.
Почва содержит песок и глину
Цель опыта: определить, содержит ли почва песок и глину.
Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.
Описание опыта: в стакан с водой мы добавили почву и размешали стеклянной палочкой. Вода стала мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплыл мелкий мусор: остатки листьев, иголок. На дно осел слой песка и маленькие кусочки глины.
Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится песок, глина, различный природный мусор.
Почва содержит минеральные соли
Цель опыта: определить, содержит ли почва минеральные соли.
Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, горелка.
Описание опыта: в стакан с почвой мы налили воды, размешали и поставили на некоторое время отстояться. Затем несколько капель этой жидкости поместили на стекло и подержали над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы.
Вывод: в результате опыта мы убедились, что в почве содержатся минеральные соли.
ВЫВОД:
Нами была проведена серия опытов, наглядно доказывающих состав почвы. Результаты исследования доказали нам, что в почве содержится воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли.
А, если состав почвы изучать опытным путем, то это гораздо интереснее и запомнится на всю жизнь!
Почва, пригодная для земледелия
БЕРЕГИТЕ ПОЧВУ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Используемая литература:
- «Большая энциклопедия эрудита»– Москва, издательство «Махаон», 2004.
- М.В.Буряк «Мир вокруг нас: опыты, эксперименты, практические задания» Тренажер для школьников-Москва, издательство «Планета», 2021
- В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И. Колесников «Почвоведение»- Москва – Ростов-на-Дону, изд. центр «МарТ», 2004.
- Дж.Эллиот, К.Кинг «Детская энциклопедия» – Москва, Росмэн, 1994.
- Исмаилова С. «Энциклопедия для детей. География» – Москва, Аванта+, 2000.
- Научные эксперименты / Пер. с англ. А.Филоновой. – Москва, Эгмонт Россия Лтд., 2006.
- Энциклопедия «Что такое. Кто такой» – Педагогика-Пресс, Москва,1995.
- «Энциклопедия для детей», том 19, «Экология» – Москва, издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2006.
Сайты в Интернете:
1. http://www.youtube.com/watch?v=sbCW2RydyLU– эксперименты
2. https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/znachenie-i-sostav-pochvy-329401/re-08947da6-a98c-49e7-9dd9-3fd127c54f70-ЯКласс
Иллюстрации: