Подготовка к ОГЭ-2025 по русскому языку
Задание 12.
Теория и практика.
Задание 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ.
1 Формулировка задания 12 ОГЭ по русскому языку
2 Лексическое значение слов
3 Стилистическая окраска слова
4 Лексика по сфере употребления
5 Происхождение слов
6 Активный и пассивный запас лексики
7 Практика
Формулировка задания 12 ОГЭ
В предложениях 3‒8 найдите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
Формулировка задания 12 ОГЭ
В предложениях 3‒8 найдите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
сначалавначале
Лексическое значение слова
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.
В русском языке слово может иметь одно или несколько значений. Слова с точки зрения количества значений все слова делятся на: • Однозначные (имеют одно значение) • Многозначные (имеют несколько значений) Значения многозначного слова связаны, они зависят друг от друга. Большинство слов в русском языке многозначны. Так, слово «идти» мы используем, когда говорим «иду пешком», «тебе идет этот костюм», «фильм идет два часа». Одно значение многозначных слов является прямым, другие выступают как переносные. Прямое значение слова - это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении. Переносное значение – вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста.
Омонимы
Омонимы - это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.
- Примеры: брак (супружество) и брак (изъян, дефект); такса (точно установленная расценка) и такса (порода охотничьей собаки); бычок (молодой бык) — бычок (маленькая рыбка); больно (наречие от «больной») и больно (просторечная частица со значением «очень» и др.
- Омонимы бывают полными (все грамматические формы слова совпадают) или частичными (совпадают только некоторые грамматические формы).
- В отличие от многозначных слов при омонимии никаких смысловых связей между названными явлениями для носителя современного русского языка не существует.
Синонимы
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Примеры: инвестиции – вложения, избиратели – электорат, плохо – отвратительно, будущий – грядущий и т.д. Синонимы бывают:
Языковые (зафиксированы в словарях)
Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях)
Антонимы
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Антонимы бывают:
Языковые
Например: молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, хорошо — плохо, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть, встречать
Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста.
Например: И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» (В. Маяковский)
Фразеологизмы
- Фразеологизмы - устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении.
- Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом. Например, кот наплакал – мало, пятое колесо в телеге – лишний и др.
- Примеры: не покладая рук, сбить с толку, повесить нос, вешать лапшу на уши, нести крест, не в своей тарелке
Лексика по сфере употребления
- С точки зрения употребления лексика бывает:
- Общеупотребительная
- Ограниченная в употреблении
- Общеупотребительные слова – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.
- К словам с ограниченной сферой употребления относятся:
- Диалектизмы
- Жаргонизмы
- Профессионализмы
- Просторечная лексика
- Диалектизмы – слова, известные только жителям определенной местности.
- Примеры: бурак - свёкла, баской - красивый, яруга – овраг, завируха – метель, канка – индюшка, сугибель – крутой поворот
Лексика по сфере употребления
- Термин - слово или сочетание слов, являющееся официально принятым, узаконенным наименованием какого-либо понятия науки, техники и т.д.
- Профессионализмы – слова, употребляемые в речи людей, работающих в одной области, имеющих общую специальность (бахтарма (внутренняя сторона кожи), подмалевок (подготовительная работа над картиной)
- К терминам и профессионализмам примыкают профессиональные жаргонизмы — неофициальные обозначения понятий, используемые представителями той или иной профессии (соляная кислота - солянка, гауптвахта — губа, гражданская жизнь — гражданка, демобилизация — дембель, боцман — дракон, капитан — кэп и др.) . Профессиональные жаргонизмы, как правило, экспрессивно окрашены.
- Жаргонизмы – слова, употребление которых ограничено социальной средой, возрастом, профессией, общностью интересов.
- Жаргон может возникать в любом достаточно устойчивом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодежный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и любителей спорта
Происхождение слов
- С точки зрения происхождения лексика русского языка состоит из:
- Исконно русской лексики
Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.
- Заимствованной лексики (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков)
Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин, гений, герой, анкета, кеды и т.д.
Активный и пассивный запас лексики
- Лексика активного запаса В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке.
- Лексика пассивного запаса К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.
- Неологизмы - новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.
- Примеры: грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик и т.д
- Пополнение словаря осуществляется за счет заимствований, появления новых значений у уже имеющихся в языке слов или по моделям русского словообразования.
- После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом.
- В зависимости от условий создания неологизмов их можно разделить на общеязыковые (появившиеся вместе с новыми понятиями и явлениями) и индивидуально-авторские (введенные в употребление конкретным автором).
Устаревшие слова
- Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.
- К устаревшей лексике относятся:
- Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений
Например: опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно только прибегнув к энциклопедическому описанию.
- Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.
- Например: сей – этот, брадобрей – парикмахер, вседневно - всегда, чадо - ребенок, перст - палец, глаголить – говорить
- Устаревшими, архаичными могут быть как однозначные слова, так и отдельные значения многозначного слова: красный (красивый), изрядно (отлично), натура (природа).
Практика. Метод дятла.
Задания 10, 11, 12
Прочитайте текст и выполните задания 10–12.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами написанными названием и фамилией автора.
(2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы.
(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.
(6)Кем я только не был!
Задания 10, 11, 12
(7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.
(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
Задания 10, 11, 12
(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.
(По А.А. Лиханову*)
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Герой-рассказчик должен был перебирать книги и расставлять их на полках.
2. Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на героя-рассказчика «магическое действие».
3. Герой-рассказчик, подклеивая книги, мысленно превращался в героев книг, фантазируя, менял сюжеты по своему усмотрению и в это время забывал, где он находится.
4. Уединённость и тишина библиотеки мешали герою-рассказчику сосредоточенно работать.
Воображая себя героями книг, герой-рассказчик с удовольствием делился своими впечатлениями с читателями в библиотеке.
Задания 10, 11, 12
Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Герой-рассказчик должен был перебирать книги и расставлять их на полках.
2. Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на героя-рассказчика «магическое действие».
3. Герой-рассказчик, подклеивая книги, мысленно превращался в героев книг, фантазируя, менял сюжеты по своему усмотрению и в это время забывал, где он находится.
4. Уединённость и тишина библиотеки мешали герою-рассказчику сосредоточенно работать.
5. Воображая себя героями книг, герой-рассказчик с удовольствием делился своими впечатлениями с читателями в библиотеке.
23
Задания 10, 11, 12
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора . Запишите номера ответов.
1. На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами написанными названием и фамилией автора.
2. А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
3. Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.
4. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
5. Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.
Задания 10, 11, 12
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора . Запишите номера ответов.
1. На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами написанными названием и фамилией автора.
2. А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
3. Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.
4. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
5. Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой. 45
Задания 10, 11, 12
Задание 12. Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением).
Запишите этот синоним.
Задания 10, 11, 12
Задание 12. Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением).
Запишите этот синоним.
нужно/нужно было
Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.