«Педагогические условия, способствующие подготовке младших школьников к предметным олимпиадам».
«Олимпиады должны быть! Олимпиадное движение должно существовать. Олимпиады – это не наше изобретение, это мировая культура. Олимпиады – это часть культуры.»
Дмитрий Анатольевич Медведев
«Олимпиада – трамплин для таланта», www . russia . ru
В Большой советской энциклопедии читаем:
“ Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний».
Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Цель:
- выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки;
- развития познавательных интересов учащихся.
Задачи:
- создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся;
- развитие познавательной активности учащихся;
- предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;
- привлечение учащихся к научно-исследовательской работе;
- выявление наиболее способных учащихся для участия в городских предметных олимпиадах.
История проведения предметных олимпиад
- XIX век - "Олимпиады для учащейся молодежи" проводило Астрономическое общество Российской империи.
- 1934 год - в Ленинграде состоялась первая в мире математическая олимпиада.
- 30-е годы - впервые были выделены этапы проведения олимпиад – школьный, городской, областной.
- 60-е годы - проводятся предметные городские, районные, областные олимпиады учащихся 5-10 классов по физике, химии, биологии и другим предметам школьной программы.
- 1991 год - Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников.
- март 1996 года прошла Олимпиада начальных классов Малого мехмата. Олимпиада проводилась в устно-письменном формате. То есть задание было написано на доске и ребятам предлагалось записать его на бумаге.
- В настоящее время Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно под эгидой Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию по 21 предмету.
Принципы проведения олимпиад:
Пусть победит сильнейший !
В олимпиаде есть победители,
но нет побежденных.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 22 ОКТЯБРЯ 2007 Г. N 286 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ"
Определен порядок организации и проведения всероссийской олимпиады школьников, ее организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде и определения победителей и призеров. Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе обучающиеся государственных , муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в том числе образовательных организаций РФ, расположенных за пределами территории РФ. Олимпиада проводится по общеобразовательным предметам в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Определены организаторы и сроки проведения каждого этапа, установлен порядок определения победителей и призеров. Квоты на участие в каждом этапе Олимпиады определяются организатором соответствующего этапа, при этом квоты на участие в школьном этапе не устанавливаются. Организатором заключительного этапа является Рособразование. Победители и призеры заключительного этапа принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Финансовое обеспечение заключительного этапа и методическое обеспечение регионального этапа осуществляется за счет средств федерального бюджета. Общее руководство проведением Олимпиады и ее организационное обеспечение осуществляет Центральный оргкомитет Олимпиады. Методическое обеспечение проведения Олимпиады осуществляют центральные предметно-методические комиссии Олимпиады. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2007 г. Регистрационный N 10497.
(С более подробным содержанием этого Положения вы можете ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 1.1.)
Педагогические условия, способствующие подготовке младших школьников к предметным олимпиадам.
Условие – это обстоятельство, специально создаваемое преподавателем, при котором возможно то или иное его эффективное действие.
В словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: «условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит».
Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно решить соответствующую проблему.
Консультации родителей
Индивидуализация обучения
Особая структура урока
Дополнение программ:
- ускорение
- углубление
- обогащение
- проблематизация
Педагогические условия, способствующие подготовке младших школьников к предметным олимпиадам
Организация разнообразной внеурочной деятельности
Методическое обеспечение специальной литературой
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней
Повышение педагогического мастерства ; качества личности учителя
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми:
- быть доброжелательным и чутким;
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- иметь живой и активный характер;
- обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.