СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Понятие о чередовании"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

​Презентация содержит материал не только о чередовании согласных в корне слова, но и о "беглых" гласных. В презентацию включен фрагмент м/ф "В стране невыученных уроков" ("беглая гласная" в суффиксе существительных) и тренировочные упражнения для закрепления материала. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Понятие о чередовании"»

ВЕРЮ НЕ ВЕРЮ   ИГРА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» Приставка - значимая часть слова, которая стоит после корня Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов Суффикс – значимая часть корня, которая служит для образования форм слова Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования новых слов. Основа  – значимая часть слова, которая изменяется

ВЕРЮ

НЕ ВЕРЮ

  ИГРА

«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

Приставка - значимая часть слова, которая стоит после корня

Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов

Суффиксзначимая часть корня, которая служит для образования форм слова

Окончаниезначимая часть слова, которая служит для образования новых слов.

Основа – значимая часть слова, которая изменяется

СТАНЦИЯ ЗАГАДОК А по русскому у нас Очень сложная программа. Мы в словах из разных фраз Ищем дружно...   Орфограммы Зовут его крылатым словом, Его значенье всем знакомо, Название звучно с афоризмом. Его зовем... фразеологизмом Над ошибками работу Делал целую субботу. Иссякло уж терпение, Готовы... исправления

СТАНЦИЯ ЗАГАДОК

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... 

Орфограммы

Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем...

фразеологизмом

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Готовы...

исправления

ИГРА «ЗОРКИЙ ГЛАЗ» Найдите в тексте слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Выделите эти слова. Росистый вечер дышал прохладой. На далёком небосклоне виднелась одинокая звезда. Около горы извивалась широкая дорога. Запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в деревьях и цветах.

ИГРА «ЗОРКИЙ ГЛАЗ»

Найдите в тексте слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Выделите эти слова.

Росистый вечер дышал

прохладой. На далёком

небосклоне виднелась одинокая звезда. Около горы извивалась широкая дорога. Запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в деревьях и цветах.

Запишите предложение, поставьте знаки препинания, если они нужны. Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого. , Разберем первую часть по членам предложения. Выпишите глагол – сказуемое из 2-ой части и подберите к нему однокоренные слова. слегка – наречие Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему? ДРОЖАТ – ДРОЖЬ – ВЗДРОГНУТЬ –ВЗДРАГИВАТЬ Дайте общую характеристику этого предложения. Повествовательное, невосклицательное, сложное, 2 основы, ССП Выделите корень в этих словах. Что произошло? 5

Запишите предложение, поставьте знаки препинания, если они нужны.

Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого.

,

Разберем первую часть по членам предложения.

Выпишите глагол – сказуемое из 2-ой части и подберите к нему однокоренные слова.

слегка – наречие

Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему?

ДРОЖАТ – ДРОЖЬ – ВЗДРОГНУТЬ –ВЗДРАГИВАТЬ

Дайте общую характеристику этого предложения.

Повествовательное, невосклицательное, сложное,

2 основы, ССП

Выделите корень в этих словах. Что произошло?

5

ПОДБЕРИТЕ К ЗАДАННЫМ СЛОВАМ ОДНОКОРЕННЫЕ И ЗАПИШИТЕ ИХ, ВЫДЕЛИВ В НИХ КОРЕНЬ. луг снег круг луг-лужок снег-снежок г круг-кружок ж г//ж

ПОДБЕРИТЕ К ЗАДАННЫМ СЛОВАМ ОДНОКОРЕННЫЕ И ЗАПИШИТЕ ИХ, ВЫДЕЛИВ В НИХ КОРЕНЬ.

луг

снег

круг

луг-лужок

снег-снежок

г

круг-кружок

ж

г//ж

Понятие  о  чередовании

Понятие о чередовании

В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Значение корня при этом не меняется. Так что же называется чередованием? ЗАМЕНА ОДНОГО  ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.

В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Значение корня при этом не меняется.

Так что же называется чередованием?

ЗАМЕНА ОДНОГО  ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ПОДЧЕРКНУТЬ ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ): дра з нить — раздра ж ать — подра ж ание; сла д кий — насла жд ение; брыз г ать — брыз ж ет; брюз г а — брюз ж ать; го ст и — уго щ ать; осм о тр е ться — осм а тр и вать; увле к аться — увле ч ение.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(ПОДЧЕРКНУТЬ ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ):

дра з нить — раздра ж ать — подра ж ание;

сла д кий — насла жд ение;

брыз г ать — брыз ж ет;

брюз г а — брюз ж ать;

го ст и — уго щ ать;

осм о тр е ться — осм а тр и вать;

увле к аться — увле ч ение.

З // Ж Ц // Ч Во З ить – во Ж у пти Ц а – пти Ч ка Г // З // Ж Х // Ш  па Х ать – па Ш у Дру Г – дру З ья – дру Ж ить С // Д  Д // Ж // ЖД  бре С ти – бре Д у Во Д ить – во Ж у – во ЖД ение Б // БЛ Т // Ч // Щ  све Т – све Ч а – просве Щ ать В // ВЛ К // Ч // Ц  скор Б ь - скор БЛ ю СТ // Щ рыба К - рыба Ч ка – рыба Ц кий ло В - ло ВЛ ю М // МЛ П // ПЛ  про СТ ой – про Щ е кор М - кор МЛ ю С // Т Ф // ФЛ пле С ти - пле Т у ле П ка - ле ПЛ ю С // Ш гра Ф а –гра ФЛ ю СК // Щ пи С ать – пи Ш у та СК ать -та Щ у

З // Ж

Ц // Ч

Во З ить – во Ж у

пти Ц а – пти Ч ка

Г // З // Ж

Х // Ш

па Х ать – па Ш у

Дру Г – дру З ья – дру Ж ить

С // Д

Д // Ж // ЖД

бре С ти – бре Д у

Во Д ить – во Ж у – во ЖД ение

Б // БЛ

Т // Ч // Щ

све Т – све Ч а – просве Щ ать

В // ВЛ

К // Ч // Ц

скор Б ь - скор БЛ ю

СТ // Щ

рыба К - рыба Ч ка – рыба Ц кий

ло В - ло ВЛ ю

М // МЛ

П // ПЛ

про СТ ой – про Щ е

кор М - кор МЛ ю

С // Т

Ф // ФЛ

пле С ти - пле Т у

ле П ка - ле ПЛ ю

С // Ш

гра Ф а –гра ФЛ ю

СК // Щ

пи С ать – пи Ш у

та СК ать -та Щ у

Измените форму слова (падеж) слова огурец огурец-огурца день-дня Какие изменения произошли в корне слова? Убежала гласная

Измените форму слова (падеж) слова

огурец

огурец-огурца

день-дня

Какие изменения произошли в корне слова?

Убежала гласная

Понаблюдайте за формами следующих слов:  1- Берег, береговой - брег, прибрежный 2-Ворота, подворотня – врата, вратарь 3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный 4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать  5- Молодёжь, молодой – младенец, младший Вывод: Следовательно, в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. . Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными

Понаблюдайте за формами следующих слов:

1- Берег, береговой - брег, прибрежный

2-Ворота, подворотня – врата, вратарь

3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

5- Молодёжь, молодой – младенец, младший

Вывод: Следовательно, в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. . Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными

Как вы понимаете значение слова беглый? БЕ́ГЛЫЙ, -ая, -ое; бегл. 1.   полн.  Спасающийся бегством, убежавший откуда-н.  Б. крепостной. 2.  Быстрый, не задерживающийся.  Б. взгляд. Беглое чтение  (без затруднений).  Б. просмотр рукописи  (сделанный наскоро).  Бегло  ( нареч. )  играть на рояле  (умело и свободно).  Б. шаг  (ускоренный).  Б. огонь  (частая одиночная стрельба,  не залпами). •  Беглые гласные  ( спец. ) гласные «о» и «е», имеющиеся в одних формах слова и  пропадающие в других ( напр.  день дня). |   сущ.   беглость , -и,  жен.  (ко 2 знач). •  Беглость гласного  ( спец. ) свойство гласного быть беглым. Толковый словарь Ожегова

Как вы понимаете значение слова беглый?

БЕ́ГЛЫЙ, -ая, -ое; бегл.

1.   полн.  Спасающийся бегством, убежавший откуда-н.  Б. крепостной.

2.  Быстрый, не задерживающийся.  Б. взгляд. Беглое чтение  (без затруднений). 

Б. просмотр рукописи  (сделанный наскоро).  Бегло  ( нареч.играть на рояле  (умело и свободно).  Б. шаг  (ускоренный).  Б. огонь  (частая одиночная стрельба, 

не залпами).

•  Беглые гласные  ( спец. ) гласные «о» и «е», имеющиеся в одних формах слова и 

пропадающие в других ( напр.  день дня).

|   сущ.   беглость , -и,  жен.  (ко 2 знач).

•  Беглость гласного  ( спец. ) свойство гласного быть беглым.

Толковый словарь Ожегова

Гласные «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж) С о н – сн а, п е нь – пн я, д е нь – дн я, от е ц – о тц а, кус о к – ку ск а, р о т – рт а, п ё с - пс а Беглые согласные появляются не только в корнях, но и в СУФФИКСАХ.  Такую особенность имеют только «круглые» о, е . А вот и  – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)

Гласные «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)

С о н – сн а, п е нь – пн я, д е нь – дн я,

от е ц – о тц а, кус о к – ку ск а, р о т – рт а,

п ё с - пс а

Беглые согласные появляются не только в корнях, но и в СУФФИКСАХ.

Такую особенность имеют только «круглые» о, е . А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)

Отчего же зависит беглость гласных? От изменения формы слова https://www.youtube.com/watch?v=aexAevl98CQ

Отчего же зависит

беглость гласных?

От изменения

формы слова

https://www.youtube.com/watch?v=aexAevl98CQ

АЛГОРИТМ I шаг. Измени форму слова. II шаг. Определи, «убегает» ли гласный. Да Нет Пиши Е или О Пиши И

АЛГОРИТМ

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи,

«убегает» ли гласный.

Да Нет

Пиши Е или О

Пиши И

1) Являются ли однокоренными данные пары слов? Оп о здать – оп а здывать , Вл е зть – вл а зить, Гото в ить - гото вл ю. 2) Являются ли однокоренными слова? Пень-пня. Флажок – флажка 3 ) Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне: 1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара

1) Являются ли однокоренными данные пары слов?

Оп о здать – оп а здывать ,

Вл е зть – вл а зить,

Гото в ить - гото вл ю.

2) Являются ли однокоренными слова?

Пень-пня.

Флажок – флажка

3 ) Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара

 4) Найдите слово с беглым гласным : замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

4) Найдите слово с беглым гласным :

  • замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица
5) Определите, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен – льна 2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв 3. подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен – прекрасны в корне в приставке в суффиксе

5) Определите, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?

  • сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать,

лев - льва, лен – льна

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв

3. подарок - подарки, овражек - овражка,

прекрасен – прекрасны

в корне

в приставке

в суффиксе

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!