Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованием
Цели урока
Знать: - понятие «чередование звуков»;
- условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием;
Уметь :
- объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием;
- находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.
Письмо по памяти Испокон века книга растит человека. (пословица)
Чередование звуков При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков: выб е ри книгу - выб и рать книгу
Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е-и в корнях с чередованием : б е р – б и р а , п е р – п и р а , д е р - д и р а , т е р - т и р а , м е р - м и р а , ст е л – ст и л а , бл е ст – бл и ст а , ж е г –ж и г а.
Наблюдение Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и?
- Из бир а ть – из бер у
- За пир а ть – за пер
- От дир а ть – от дер у
- Вы тир а ть – вы тер
- За мир а ть – за мер
- Рас стил а ть - рас стел ю
- Блист а ть - блест еть
- Вы жиг а ть - вы жечь
Корни с чередованием е-и
- бер – бир а -
- блест – блист а -
- дер - дир а -
- жег –жиг а -
- мер - мир а -
- пер – пир а -
- стел – стил а -
- тер - тир а -
В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например: за м е р ло (нет а ), со б и р а ешь.
Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:
раз-
б е р – б и р а
за-
п е р – п и р а
при-
на-
д е р -д и р а
т е р -т и р а
у-
по-
м е р -м и р а
ст е л – ст и л а
рас-
под-
Письмо с комментированием. Объясни, какая буква пишется в корне? Быстро соб..рись – заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех. Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.
– О каком человеке так говорят? За всё б..рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б..ри. С живого шкуру сд..рёт. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.
Самостоятельная работа. Распределите словосочетания в два столбика: Е - И
выб..ри книгу, выб..рать книгу,
выд..рать сорняки; выд..ру сорняки,
выт..рать пыль, выт..реть пыль,
зап..реться в комнате, зап..рать дом,
ут..реть нос, ут..рать слезы.
Проверяем! Е И
выб е ри (нет а) книгу
выб и р а ть книгу
выд е ру (нет а) сорняки
выд и р а ть сорняки
зап е реться (нет а) в комнате
зап и р а ть дом
ут е реть нос (нет а)
ут и р а ть слезы
Игра «Четвёртое лишнее»
1 в
зверь зам..р
соб..рите тетради
2 в.
пробл..ски мысли
бл..снуть знаниями
выст..лать соломой
заст..лать постель
расст..лается туман
ст..рать мел с доски
ПРОВЕРЯЕМ!
Расст и л а ется туман,
бл е снуть (нет а ) знаниями
Соревнуемся! Представьте себе, что таблица, показывающая, каким правилам подчиняется правописание безударных гласных в корнях, попала в воду и часть текста исчезла. Сколько времени вам понадобится, чтобы восстановить ее? Имейте в виду, что в каждой графе было не менее трёх примеров:
Безударные гласные в корне, проверя...
... гласные непроверяемые
трава
Чередующиеся … в корне
помидор
... гласные е/и в корне
положить
выбирать
Дома: правило стр. 245, упр. 654, придумайте 5 предложений с данными словосочетаниями.