СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация , посвящённая творчеству А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация , посвящённая творчеству А.С. Пушкина»

А.С.Пушкин Основные мотивы и темы лирики. Составитель: учитель русского языка и литературы  Миникина Е.В.

А.С.Пушкин

Основные мотивы и темы лирики.

Составитель: учитель русского языка и литературы

Миникина Е.В.

Любовь, дружба, природа, Родина, поэт и поэзия, философия жизни – вот основные мотивы лирики Пушкина. Поэт обращается к этим темам во многих своих стихотворениях.

Любовь, дружба, природа, Родина, поэт и поэзия, философия жизни – вот основные мотивы лирики Пушкина. Поэт обращается к этим темам во многих своих стихотворениях.

Тема Родины Во многих произведения  Пушкина звучат идеи патриотизма. Писатель всегда думал о своей стране, о ее будущем, поэтому часто в своих стихотворениях поднимал актуальные и злободневные вопросы. Ради Родины и ее спасения лирический герой готов жертвовать самим собой.

Тема Родины

Во многих произведения Пушкина звучат идеи патриотизма. Писатель всегда думал о своей стране, о ее будущем, поэтому часто в своих стихотворениях поднимал актуальные и злободневные вопросы. Ради Родины и ее спасения лирический герой готов жертвовать самим собой.

Ода «Вольность» (1817) С сокрушительной силой обличет самодержавие и деспотию в России. Поэт призывает «на тронах поразить порок» и к воцарению Закона. Ода написана высоким, торжественным стихом, подчеркивающем  важность темы.

Ода «Вольность» (1817)

С сокрушительной силой обличет самодержавие и деспотию в России. Поэт призывает «на тронах поразить порок» и к воцарению Закона. Ода написана высоким, торжественным

стихом, подчеркивающем

важность темы.

«Лицинию» (1815) Лицейские стихи проникнуты пафосом свободы, мыслью поэта о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. ( «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»)

«Лицинию» (1815)

Лицейские стихи проникнуты пафосом свободы, мыслью поэта о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства.

( «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»)

«К Чаадаеву» (1818) Лучшее время жизни поэт призывает посвятить Отчизне:  «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы». Написано в жанре дружеского послания. Петр Яковлевич Чаадаев

«К Чаадаеву» (1818)

Лучшее время жизни поэт призывает посвятить Отчизне:

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы».

Написано в жанре дружеского послания.

Петр Яковлевич

Чаадаев

«Деревня» (1819) Состоит из двух контрастных частей. В 1-ой поэт замечает «везде следы довольства и труда», но это лишь приготовление к гневному приговору во 2-ой части. Он страстно клеймит основы крепостного права: беззаконие, произвол, «рабство тощее» и «барство дикое», «обнажает страдание народов». Стихотворение заканчивается вопросом: «Взойдет ли наконец прекрасная Заря» (свободы)?

«Деревня» (1819)

Состоит из двух контрастных частей. В 1-ой поэт замечает «везде следы довольства и труда», но это лишь приготовление к гневному приговору во 2-ой части.

Он страстно клеймит основы

крепостного права: беззаконие,

произвол, «рабство тощее» и

«барство дикое», «обнажает

страдание народов».

Стихотворение заканчивается

вопросом: «Взойдет ли

наконец прекрасная Заря»

(свободы)?

«Кинжал» (1821) Поэт призывает к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия.

«Кинжал» (1821)

Поэт призывает к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия.

«Во глубине сибирских руд…» (1827) Поэт не скрывал своей духовной связи с декабристами. Посвящено это послание друзьям- декабристам, сосланным в Сибирь.

«Во глубине сибирских руд…» (1827)

Поэт не скрывал своей духовной связи с декабристами. Посвящено это послание друзьям- декабристам, сосланным в Сибирь.

Тема природы Основные темы и мотивы лирики Пушкина раскрываются с помощью картин природы. Пейзажная лирика является не только желанием передать красоту окружающего мира, но и способом раскрытия внутреннего «я» лирического героя. Природа является неким олицетворением свободы и гармонии. Сливаясь воедино с природой, человек чувствует покой и вдохновение.

Тема природы

Основные темы и мотивы лирики Пушкина раскрываются с помощью картин природы. Пейзажная лирика является не только желанием передать красоту окружающего мира, но и способом раскрытия внутреннего «я» лирического героя. Природа является неким олицетворением свободы и гармонии. Сливаясь воедино с природой, человек чувствует покой и вдохновение.

«Погасло дневное светило…»  ( 1820) Поэт не только сам познал и полюбил мир природы, но и открыл его красоту читателям. Перед нами поэт-романтик: для него гармония- это «вечная красота» мира природы. У лирического героя грустное состояние души: в воспоминаниях он стремится к «берегам печальным туманной родины». Сумрак вечера превращает море в «угрюмый океан», который навевает тоску и не излечивает «прежних сердечных ран».

«Погасло дневное светило…» ( 1820)

Поэт не только сам познал и полюбил мир природы, но и открыл его красоту читателям. Перед нами поэт-романтик: для него гармония- это «вечная красота» мира природы. У лирического героя грустное состояние души: в воспоминаниях он стремится к «берегам печальным туманной родины».

Сумрак вечера

превращает море

в «угрюмый океан»,

который навевает

тоску и не излечивает

«прежних сердечных

ран».

«К морю» (1824) Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет. Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой в стихотворении противостоит «скучный, неподвижный брег».

«К морю» (1824)

Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет. Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой в стихотворении противостоит «скучный, неподвижный брег».

«Зимнее утро» (1829) В стихотворении отражена гармония состояния природы и настроения человека: вечером «втюга злилась», а с изменением погоды меняется и настроение. Нарисована прекрасная картина зимнего утра: «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»

«Зимнее утро» (1829)

В стихотворении отражена гармония состояния природы и настроения человека: вечером «втюга злилась», а с изменением погоды меняется и настроение. Нарисована прекрасная картина зимнего утра: «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»

«Осень» (1833) Чувства поэта многозвучны и сложны, как и сама природа. Любимая пора- осень, мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен я рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил. «Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия», и сам поэт «жизни полон».

«Осень» (1833)

Чувства поэта многозвучны и сложны, как и сама природа. Любимая пора- осень, мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен я рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил.

«Гаснет краткий день»,

но «пробуждается поэзия»,

и сам поэт «жизни полон».

«…Вновь я посетил…» (1835) Стихотворение написано во время последнего приезда в Михайловское. Родные места, природа рождает воспоминания, настраивают на философские размышления. Поэт изображает реальный пейзаж не ради деталей, а для подготовки к восприятию своих размышлений. Он обращается к потомкам: «Здравствуй, племя, Молодое, незнакомое!» с верой в их лучшее предназначение и завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших людей его поколения.

«…Вновь я посетил…» (1835)

Стихотворение написано во время последнего приезда в Михайловское. Родные места, природа рождает воспоминания, настраивают на философские размышления. Поэт изображает реальный пейзаж не ради деталей, а для подготовки к восприятию своих размышлений. Он обращается к потомкам:

«Здравствуй, племя,

Молодое, незнакомое!» с верой в их лучшее предназначение и завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших людей его поколения.

Тема поэта и поэзии Тема поэта и поэзии в русской литературе во многом развивалась благодаря пушкинской традиции. Поэт был одним из первых, кто понял значение писателя в человеческом мире: именно он способен «глаголом жечь сердца людей». Поэт, по мнению А.С.Пушкина, обладает божественным началом, отличающим его от обычных людей.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в русской литературе во многом развивалась благодаря пушкинской традиции. Поэт был одним из первых, кто понял значение писателя в человеческом мире: именно он способен «глаголом жечь сердца людей». Поэт, по мнению А.С.Пушкина, обладает божественным началом, отличающим его от обычных людей.

«К другу стихотворцу»(1814) Это первое произведение поэта; здесь он говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом, что судьба поэта нелегка, его путь тернист. Пушкину-лицеисту чужд образ «угрюмого рифмотворца», «скучного проповедника» и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, обличителя пороков. «Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок…»

«К другу стихотворцу»(1814)

Это первое произведение поэта; здесь он говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом, что судьба поэта нелегка, его путь тернист. Пушкину-лицеисту чужд образ «угрюмого рифмотворца», «скучного проповедника» и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, обличителя пороков.

«Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок…»

«Пророк» (1826) Написано после расправы с декабристами. Миссия пророка прекрасна и изящна:»Глаголом жечь сердца людей».Поэт-избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу.

«Пророк» (1826)

Написано после расправы с декабристами. Миссия пророка прекрасна и изящна:»Глаголом жечь сердца людей».Поэт-избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу.

«Эхо» (1831) Поэт сравнивает себя с эхом. Оно откликается на все звуки жизни, оно, как и поэт, влюблено в мир. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда «нет отзыва».

«Эхо» (1831)

Поэт сравнивает себя с эхом. Оно откликается на все звуки жизни, оно, как и поэт, влюблено в мир. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда «нет отзыва».

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836) Стихотворение называют поэтическим завещанием поэта. Здесь нет настоящего времени – только прошлое и будущее. Поэт утверждает величие поэзии, ставит ее выше славы царей и полководцев. Главная ценность поэзии – нести людям добро.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836)

Стихотворение называют поэтическим завещанием поэта. Здесь нет настоящего времени – только прошлое и будущее. Поэт утверждает величие поэзии, ставит ее выше славы царей и полководцев. Главная ценность поэзии – нести людям добро.

Тема любви Одной из важнейших человеческих ценностей А.С.Пушкин считал любовь. Поэтому тема стала одной из самых главных в произведениях известного писателя и поэта. Лирический герой у Пушкина наслаждается любовью в любых ее проявлениях. Даже разлука и расставание оценивается как жизненный опыт, как момент счастья на пути человека.

Тема любви

Одной из важнейших человеческих ценностей А.С.Пушкин считал любовь. Поэтому тема стала одной из самых главных в произведениях известного писателя и поэта. Лирический герой у Пушкина наслаждается любовью в любых ее проявлениях. Даже разлука и расставание оценивается как жизненный опыт, как момент счастья на пути человека.

«Певец», «К Морфею», «Желание» (1816) В лицее любовь представлялась поэту как одухотворяющее его страдание: «Мне дорого любви моей мученье», «Пускай умру, но пусть умру любя!»

«Певец», «К Морфею», «Желание» (1816)

В лицее любовь представлялась поэту как одухотворяющее его страдание: «Мне дорого любви моей мученье», «Пускай умру, но пусть умру любя!»

К*** («Я помню чудное мгновенье…») (1825)

К*** («Я помню чудное мгновенье…») (1825)

К*** Стихотворение- гимн красоте и любви, которая обогащает и прображает человека. Не убивает любовь ни «томленья грусти безнадежной», ни «тревоги шумной суеты». Она воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем годы. Без любви нет жизни, божества и вдохновенья.

К***

Стихотворение- гимн красоте и любви, которая обогащает и прображает человека. Не убивает любовь ни «томленья грусти безнадежной», ни «тревоги шумной суеты». Она воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем годы. Без любви нет жизни, божества и вдохновенья.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829) Написано во время поездки на Кавказ. Это воспоминание о любви. Образ любимой живет в мыслях и чувствах поэта и творит чудо: «ночная мгла» перестает ощущаться, грусть становится легкой, печаль- светлой. Язык прост, нет ярких эпитетов, всего две метафоры: «лежит мгла» и «сердце горит», но слова складывается в музыкальный и прекрасный образ светлой и тихой печали.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)

Написано во время поездки на Кавказ. Это воспоминание о любви. Образ любимой живет в мыслях и чувствах поэта и творит чудо: «ночная мгла» перестает ощущаться, грусть становится легкой, печаль- светлой. Язык прост, нет ярких эпитетов, всего две метафоры: «лежит мгла» и «сердце горит», но слова складывается в музыкальный и прекрасный образ светлой и тихой печали.

«Мадонна» (1830) Посвящено Наталье Гончаровой незадолго до их венчания. Поэт любил не только очень красивую женщину, но и свой идеал, свою мечту о прекрасной подруге, о душевном приюте, о доме. Известно, что более всего поэта поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на картинах эпохи Возрождения. Так лирический герой проходит путь от любви- страдания до любви- самопожертвования.

«Мадонна» (1830)

Посвящено Наталье Гончаровой незадолго до их венчания. Поэт любил не только очень красивую женщину, но и свой идеал, свою мечту о прекрасной подруге, о душевном приюте, о доме. Известно, что более всего поэта поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на картинах эпохи Возрождения. Так лирический герой проходит путь от любви- страдания до любви- самопожертвования.

Тема дружбы Особое значение в жизни Пушкина имела дружба. Он ценил своих товарищей по лицею, уважал тех, кто воплощал его взгляды на жизнь. Лирический герой благодарит всех тех, кто повлиял на его мировоззрение. Дружба в творчестве А.С.Пушкина приобретает и настроение счастья, и настроение трагедии, так как многие из его друзей уже ушли из жизни.

Тема дружбы

Особое значение в жизни Пушкина имела дружба. Он ценил своих товарищей по лицею, уважал тех, кто воплощал его взгляды на жизнь. Лирический герой благодарит всех тех, кто повлиял на его мировоззрение. Дружба в творчестве А.С.Пушкина приобретает и настроение счастья, и настроение трагедии, так как многие из его друзей уже ушли из жизни.

«19 октября» (1825)

«19 октября» (1825)

Философские мотивы Великий писатель и поэт 19 века во многих своих стихотворениях обращался к вечным проблемам. А.С.Пушкин размышлял о предназначении человека, о сущности бытия, о жизни и смерти, о добрых и злых началах. А.С.Пушкин к философской лирике обращался на протяжении всего своего творчества, эти мотивы соединились со многими другими темами.

Философские мотивы

Великий писатель и поэт 19 века во многих своих стихотворениях обращался к вечным проблемам. А.С.Пушкин размышлял о предназначении человека, о сущности бытия, о жизни и смерти, о добрых и злых началах. А.С.Пушкин к философской лирике обращался на протяжении всего своего творчества, эти мотивы соединились со многими другими темами.