СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Повторение. Лексика и фразеология". 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для повторения темы "Лексикология"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Повторение. Лексика и фразеология". 6 класс»

Повторение.  ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Повторение.

ЛЕКСИКА

И

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Продолжите определение, выбрав правильный ответ. Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий … А) строение слов и способы их образования. Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. В) слово как часть речи. Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.  слово как основную единицу языка и его словарный состав. Б
  • Продолжите определение, выбрав правильный ответ.

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по

своему значению.

слово как основную единицу языка и его словарный состав.

Б

2. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. 1. прямое значение слова   А) весёлый ребёнок 2. переносное значение слова  Б) ветер воет   В) быстрый олень   Г) горит костёр   Д) горит закат   Е) золотые руки   Ж) высокие горы А, В, Г, Ж; Б, Д, Е

2. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв.

1. прямое значение слова А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова Б) ветер воет

В) быстрый олень

Г) горит костёр

Д) горит закат

Е) золотые руки

Ж) высокие горы

  • А, В, Г, Ж;
  • Б, Д, Е
3. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный… А) безжизненный, мёртвый   В) бесцеремонный, прямолинейный Б) безалаберный, безответственный  Г) беспощадный, жестокий Г) беспощадный, жестокий

3. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд:

безжалостный, бессердечный…

А) безжизненный, мёртвый

В) бесцеремонный, прямолинейный

Б) безалаберный, безответственный

Г) беспощадный, жестокий

Г) беспощадный,

жестокий

4. В каком ряду слова являются диалектизмами? А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, мочажина, колча, хата Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, мочажина, колча, хата

4. В каком ряду слова являются диалектизмами?

А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст

Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, мочажина,

колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, мочажина, колча, хата

Кушак — деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура. Баить (баять) - речь идет о групповой беседе, получение информации о будущих событиях, одна из сторон – вопрошает, ставит проблему, другая пытается ответить. Цибуля — лук или чеснок. Певень — название на западе и юге исторической Руси самца курицы (петуха) Шаньга — русское блюдо, круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире. Чапыга – то, за что берут плуг. чапы́га

Кушак — деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура.

Баить (баять) - речь идет о групповой беседе, получение информации о будущих событиях, одна из сторон – вопрошает, ставит проблему, другая пытается ответить.

Цибуля — лук или чеснок.

Певень — название на западе и юге исторической Руси самца курицы (петуха)

Шаньга — русское блюдо, круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире.

Чапыга – то, за что берут плуг. чапы́га" ручка плуга" (Шолохов); частая, молодая поросль леса; частый кустарник; чапыжник.

Мочажина — влажное, заболоченное, топкое место между кочками на болоте

Колча – об. колченожка, колченогий, колтыногий, хромой

5. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой. Встали очень рано (1) и отправились в путь. Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2). «Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну. Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4) Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5). Слова для справок: корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то. 1) ни свет ни заря; 2) от корки до корки; 3) зарубить себе на носу; 4) закрывать глаза на что-то; 5) руки не доходят.

5. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.

Встали очень рано (1) и отправились в путь.

Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).

«Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)

Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

Слова для справок: корки,

руки не доходят,

ни свет ни заря,

зарубить себе на носу,

закрывать глаза на что-то.

1) ни свет ни заря;

2) от корки до корки;

3) зарубить себе на носу;

4) закрывать глаза на что-то;

5) руки не доходят.

Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. А) сбросить концы в воду  Б) обвести вокруг носа В) хоть глаз вырви Г) не в своей кастрюле А) спрятать концы в воду; Б) обвести вокруг пальца; В) хоть глаз коли; Г) не в своей тарелке.
  • Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение.

А) сбросить концы в воду

Б) обвести вокруг носа

В) хоть глаз вырви

Г) не в своей кастрюле

А) спрятать концы в воду;

Б) обвести вокруг пальца;

В) хоть глаз коли;

Г) не в своей тарелке.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ (1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать. (3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать. (5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя. (8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да! 7. Определи тему текста. 8.  Укажи номер предложения с однородными членами 1) 9 2) 8 3) 5 4) 3 4 – Долго он перекатывался, хватал, кусал,   сердился, бегал сломя голову по поляне.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

7. Определи тему текста.

8.  Укажи номер предложения

с однородными членами

1) 9

2) 8

3) 5

4) 3

4 – Долго он перекатывался, хватал, кусал,

сердился, бегал сломя голову по поляне.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ (1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать. (3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать. (5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя. (8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да! 9. Определите стиль и тип речи. 1) разговорный, повествование 2) научный, рассуждение 3) художественный, повествование с элементами рассуждения 4) художественный, описание 3) художественный, повествование с элементами рассуждения

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

9. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ (1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать. (3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать. (5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя. (8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да! 10. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой № 1 11. Подберите синоним к слову  сообразить  из предложения 7. понять, подумать, догадаться

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

10. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

1

11. Подберите синоним к слову  сообразить  из предложения 7.

понять, подумать, догадаться

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ  (1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать. (3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать. (5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя. (8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да! 12. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской. дурень 13. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы) сломя голову

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

12. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

дурень

13. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

сломя голову


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!