Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Владиславовская общеобразовательная школа»
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
Выполнила работу
Пономарёва Анастасия Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
1-ой квалификационной категории
2018 г.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблёкнуть еще не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
(«Железная дорога»)
Н.А.Некрасов
Орфографический практикум
Пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.
«Целый день я скитался по густому лесу и
наконец увидел протоптанную в ягодниках и мхах тропинку.»
найдите причастный оборот с определяемым
словом и запишите его, поставив определяемое
слово в И. п. перед причастным оборотом.
2. Найдите в предложении глагол в инфинитиве
«Ему хотелось вести себя настойчивее.» ,
поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч. Запишите .
3. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения
«Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места.»
Запишите.
4. Прочитайте предложение
«Далеко за деревней находилось болото,
которое обходили стороной даже местные старожилы.» ,
найдите подлежащее в первой части сложного
предложения и запишите это слово в форме В.п.
ед.ч. с предлогом через .
протоптанная в ягодниках и мхах,
вела
к полю
через болото . »
Образуйте от причастия краткую форму
протоптанная
протоптанна
____
ТЕМА УРОКА
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
Алгоритм написания н – нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
1. Определи, образовано ли это слово от глагола
Да Нет
-енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-
2. Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-)
Нет Есть
Вывод : пиши нн
3. Установи, от глагола какого
вида образовано слово
совершенного вида
несовершенного вида
Вывод : пиши нн
Алгоритм написания Н и НН
несовершенного вида
4. Проверь, оканчивается ли
слово на - ованный , - ёванный
(кроме кованый, жёваный)
Нет Да
Вывод : пиши нн
5. Определи, есть ли у данного
слова зависимое слово
Нет Да
Вывод : пиши н
(жареный картофель)
Вывод : пиши нн
(жаренный в масле картофель)
Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.
Поджаре…ое мясо,
копчё…ая рыба,
варе…ый в кастрюле картофель,
гружё…ая машина,
связа…ое одеяло,
кипячё…ая вода.
Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.
Поджаренное мясо,
копчёная рыба,
варенный в кастрюле картофель,
гружёная машина,
связанное одеяло,
кипячёная вода.
1. Закалё…ый боец –
2. Неписа…ая истина –
3. Копчё…ая колбаса –
4. Свежемороже…ая рыба –
5. Плетё…ая корзина –
6. Гружё…ый арбузами вагон –
7. Написа…ое письмо –
8. Стриже…ая липовая аллея –
9. Лакирова…ые столы –
10. Нежда…ый гость –
1. Закалё нн ый боец – 2
2. Неписа н ая истина – 1
3. Копчё н ая колбаса – 1
4. Свежемороже н ая рыба – 1
5. Плетё н ая корзина – 1
6. Гружё нн ый арбузами вагон – 2
7. Написа нн ое письмо – 2
8. Стриже н ая липовая аллея – 1
9. Лакирова нн ые столы – 2
10. Нежда нн ый гость – 2
Критерии оценивания: «5» - 1 ош., «4» - 2-3 ош., «3» - 4-6 ош., «2» - больше 6 ош.
1 группа
Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН.
2 группа
3 группа
Кошеные травы,
Сравните морфемный состав выделенных слов.
4 группа
Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН.
купленный товар,
Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН.
Кошеные травы – скошенные травы,
Тканый ковёр – тканный мастером ковёр,
Утрамбованная дорога,
мощёная улица – вымощенная улица,
решённая задача,
квашеная капуста – квашенная на зиму капуста,
замаскированный дом,
гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки.
глаженая рубашка, сказанное слово.
тканый ковёр – вытканный платок,
резаный арбуз – разрезанный арбуз.
вязаный шарф,
газированная вода.
- Сегодня я узнал(а)…
- Самым интересным на уроке для меня было…
- Для меня оказалось трудным и сложным…
- Я был(а) бы рад(а)…
- Я научился(лась)…
- Теперь я могу…
- Я выполнял(а) задания…
Орфографическая задача на закрепление и внимание
Тушё нн ые овощи
Тушё н ые в духовке овощи
Потушё н ые овощи
Тушёные овощи
Тушённые в духовке овощи
Потушённые овощи
Лингвистическая сказка - это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определённые лингвистические понятия .
Цель лингвистической сказки – объяснить правила языка.
Параграф 16, упр. 118 (вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастия и причастные обороты).
Творческое задание по желанию
Напишите лингвистическую сказку
«Как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных?»