проблемы методического характера
Выполнила: Гальченко Диана Валерьевна
Анализируя деятельность МО мы часто указываем, что не все учителя в достаточной мере готовы к самоизменению, так как в ходе своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с противоречиями и внутренним дискомфортом, нехваткой новых знаний и способов действий.
Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений.
И сегодня становится актуальным вопрос: какие методические трудности испытывает педагог и как помочь ему их преодолеть?
В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает помимо других затруднений – методические, вызывающие среднюю, сильную и очень сильную степень затруднения для своего разрешения.
три основные группы затруднений:
а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить;
б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при получении соответствующей помощи;
в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, изменять которые он считает нецелесообразным.
Методов определения затруднений достаточно много:
• изучение документов педагога;
• наблюдение в практической деятельности;
• контрольно-методические срезы;
• контроль ведения документации;
• анализ результатов деятельности;
• собеседование;
• анкетирование;
• самоанализ.
При организации и проведение коррекции необходимо помнить, что в любом педагогическом коллективе выделяются группы учителей разного профессионального уровня:
- молодые специалисты,
- группа становления педагогического мастерства,
- группа с высокими педагогическими способностями.
Причины этих затруднений:
1-я Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся.
2-я Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
3-я Учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.
4-я Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
5-я Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей.
Пути решения затруднений:
- Составить план по коррекции показателей диагностики затруднений и потребностей педагогов.
- Организовать методическую работу.
- Рекомендовать учителям начальных классов темы по самообразованию.
- Организовать и провести тренинги для учителей по необходимым темам.
- Провести повторную диагностику затруднений и потребностей педагогов.
- Формы решения:
- Говоря об организации методической работы наряду с другими можно организовать творческую группу «Организация работы с педагогическими затруднениями».
«Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству». Помочь ему в этом должны руководители ШМО, его коллеги. От них в значительной степени зависит, каким будет он, современный учитель!