Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – Бочанихинская основная общеобразовательная школа
Проект
«Инклюзивная среда в общеобразовательном учреждении»
Разработала:
Кусь Татьяна Павловна ,
учитель начальных классов.
«Дети должны учиться вместе» Инклюзивное образование
Актуальность проекта
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образовательного процесса, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
«В целях реализации права каждого человека на образование… создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья….в том числе посредством организации инклюзивного образования» Пункт 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Нормативно – правовое обоснование проекта
- Конституция РФ ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ( 24 июля 1998г. N 124-ФЗ); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271);
Нормативно – правовое обоснование проекта
- Национальный проект «Образование»; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе"; Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; примерные региональные учебные планы для государственных и муниципальных специальных ( коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов ,
Нормативно – правовое обоснование проекта
- утверждённые приказом Министерства образования, науки и инновационной политики НСО от 23.07.2012 г.№1602; Санитарные правила Сан ПиН 2.4.2.282110 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( Постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010г.№189)
-
Цель проекта
Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта
1. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.
2. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
3. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
4. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.
5. Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
6. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Этапы реализации проекта.
Этапы
Задачи
1. Подготовительный.
Сроки
Разработать программу системы поиска
и поддержки детей с ОВЗ:
05.05.2016 г. – 31.08.2016 г.
- создать постоянно-действующую систему переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ.
Этапы реализации проекта.
Этапы
Задачи
2. Реализация проекта.
Сроки
Организовать и провести семинары, консилиумы,
педсоветы, заседания.
01.09.20146г. – 05.05.2018 г.
Разработать конкурсы, олимпиады для учащихся с ОВЗ.
Создать систему развития толерантности в социуме.
Апробировать теоретическую модель инклюзивного
образования в общеобразовательной школе.
Этапы реализации проекта.
Этапы
Задачи
3. Контрольно - диагностический
Сроки
Проанализировать реализацию Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе
реализации Проекта, наметить пути их решения, составить
05.05.2016 г. – 25.05.2018 г.
перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
Ценностные приоритеты проекта
- Дети с ОВЗ в различных социокультурных пространствах
- Систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с детьми ОВЗ.
Управленческо – кадровый аспект
1.Наличие в штате специалистов сопровождения для внедрения и реализации данного проекта: педагог – психолог, социальный педагог, учитель – логопед, медработник.
2. Организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников.
- Обобщение и распространение опыта работы преподавателей.
- Участие в работе районного методического объединения по вопросам инклюзивного образования.
Механизм реализации проекта.
- Проект реализуется через работу психологической службы, работу педагогов – психологов, социальных педагогов, логопеда, методических объединений учителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и её пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Характеристика планируемых результатов.
- Психологически комфортная образовательная среда для детей, имеющих разные стартовые возможности.
- Оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении.
- Различные возможности для самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности.
- Повышение уровня мотивации обучающихся.
Способы оценки планируемых результатов.
Критерий
Показатели
Реализация индивидуального подхода к детям.
Составление индивидуального учебного плана с учётом данных диагностики.
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребёнка.
Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной
Активное включение в образовательный процесс всех его участников.
активности ребёнка, обеспеченной наблюдающей
Командные формы выработки и принятия организационных решений: собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей.
Междисциплинарный подход.
Междисциплинарное проведение и обсуждение
позицией взрослого.
диагностики, составления и реализации ИОП.
Способы оценки планируемых результатов.
Критерий
Показатели
Партнёрское взаимодействие с семьёй .
Организация партнёрских форм взаимодействия с
Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы .
семьёй, участие родителей в жизни школы,
Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями
работа «Родительского клуба», консультации родителей по волнующим их вопросам.
детского контингента, изменение образовательных
условий в связи с диагностикой образовательных
Потребностей.
Материально – техническое обеспечение.
- Классные комнаты, кабинет логопеда, психолога, медпункт, библиотека, компьютерный класс, спортивный зал, комната для игр и отдыха, коррекционно – развивающий материал для занятий.
Литература
- 1.Андреева Л.В. Бойков Д.И, Войлокова Е.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена.- 2007г.
- 2.Битова А.Л., Борисовская О.Б., Габдракипова А.Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
- 3.Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. – 2006г.
- 4.Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Лазарев В.Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
- 5.На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005 г.