Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Зам.директора по УВР
ГБОУ ЛНР «Хорошенская ООШ
I-III ступеней»
Чеботарева Е.Г.
- Специальное задание, которое имеет цель и определенный исход; (Дж. Дьюи)
- Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем); (А.В.Горячев)
- Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом (И. Д.Чечель).
- Обучение в школе основывается на «живых словах»;
- Процесс обучения основывается на «педагогике удивления»;
- Главным является ответ на вопрос «зачем я это делаю»;
- Важным является результат и возможность его публично представить.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- научить получать и использовать информацию;
- развивать умение логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения;
- содействовать самостоятельности;
- воспитывать правила поведения в группе, толерантность.
Классификация проектов: по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролевые, игровые, творческие по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные по месту проведения: урочные, внеурочные по количеству предметов: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения) по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Этапы проектной деятельности:
- Проблема ( Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы)
- Проектирование ( Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы)
- Поиск информации ( Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.)
- Продукт (Результатом работы над проектом, является продукт)
- Презентация ( Подготовленный продукт должен быть представлен общественности).
Этапы работы над проектом:
1. Проект - это цельная работа, её нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт , представляющий собой объективно новое знание или опыт
2.Проект - сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, - каждый подвид деятельности представляет собой целый пласт ЗУН, при этом все составные части проектной деятельности объединены цельностью .
3.Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование) - практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.
4. Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.
5. Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровой компонент помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации.
«С большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им свободно и не обязательно строится в русле учебного предмета»
С. Т. Шацкий
- самостоятельности; - целеустремлённости; - ответственности; - инициативности; - настойчивости; - толерантности.
- Учитель должен увлечь детей , выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка .
Роль родителей
Роль учителя
Роль ученика
- Является субъектом познавательной деятельности
- Выбирает (принимает решения)
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми
- Мотивируют
- Консультирует
- Мотивирует
- Стимулирует
- Наблюдает
- Оценивает
Поделки, наглядные пособия, рисунки, макеты, гербарий, творческие работы, модели, газеты, игры, фотоальбом, викторины…
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Ушинский
В проектной деятельности вырабатываются такие умения:
- - планировать свою работу;
- - предвидеть результаты;
- - использовать различные источники информации;
- - самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- - анализировать, сопоставлять факты;
- - аргументировать мнение;
- - самостоятельно принимать решение;
- - устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
- - адекватно оценивать себя и друг друга.
Начав развивать в детях навыки проектной и исследовательской работы в 1-4 классах, в средней школе учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. Работать с такими детьми будет легче и интереснее.