СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Профессиональное искусство Урала"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится материал о становлении профессионального искусства на Урале.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профессиональное искусство Урала"»

Профессиональное искусство  Урала Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Профессиональное искусство Урала

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

«На Урале каждый большой камень имел за собой неумирающие предания...»    Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК

«На Урале каждый большой камень имел за собой неумирающие предания...»

Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК

Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. В этом заключена особенность существования такого феномена, как региональная культура.

Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. В этом заключена особенность существования такого феномена, как региональная культура.

Становление профессионального искусства на Урале происходит довольно поздно, в основном в XIX - начале XX в., когда появляются первые уральские литераторы, живописцы, театральные коллективы. Это было время роста регионального самосознания, зарождения устойчивого интереса к истории края, его самобытности, возникновения краеведческих обществ, создания музеев.

Становление профессионального искусства на Урале происходит довольно поздно, в основном в XIX - начале XX в., когда появляются первые уральские литераторы, живописцы, театральные коллективы. Это было время роста регионального самосознания, зарождения устойчивого интереса к истории края, его самобытности, возникновения краеведческих обществ, создания музеев.

Уральская живопись Уральская живопись развивалась под влиянием традиций древнерусской живописи и столичных культурных веяний.  Наиболее полно в новом столетии была представлена  иконопись . Помимо строгановской иконописной школы, возникли новые центры иконописи в Туринске (по отзывам знатоков, качество туринских икон превосходило знаменитые суздальские, они предназначались для свободной продажи и широко распространялись на Ирбитской ярмарке), в Вятском Приуралье (школа вятских мастеров находилась под влиянием петербургской и московской школ, что отразилось в заметном следовании барочному стилю).

Уральская живопись

Уральская живопись развивалась под влиянием традиций древнерусской живописи и столичных культурных веяний.  Наиболее полно в новом столетии была представлена  иконопись . Помимо строгановской иконописной школы, возникли новые центры иконописи в Туринске (по отзывам знатоков, качество туринских икон превосходило знаменитые суздальские, они предназначались для свободной продажи и широко распространялись на Ирбитской ярмарке), в Вятском Приуралье (школа вятских мастеров находилась под влиянием петербургской и московской школ, что отразилось в заметном следовании барочному стилю).

Особое место в иконописи XVIII в. занимает Невьянская школа иконописания.  Иконы невьянских мастеров отличались строгой каноничностью, но вместе с тем имели элементы барокко: нарядную и праздничную цветовую гамму, сочетание глубоких зеленых с обилием золотой краски. Новаторство невьянских иконописцев выразилось в фоновом пейзаже с элементами реального изображения уральской природы. Невьянская школа иконописания сложилась в середине XVIII в. у старообрядцев Среднего Урала. Характерная особенность невьянской школы — синтез изобразительных традиций до петровской Руси (ориентация на иконографию XVI—XVII вв.) и стилей нового времени (барокко, классицизм).

Особое место в иконописи XVIII в. занимает Невьянская школа иконописания.  Иконы невьянских мастеров отличались строгой каноничностью, но вместе с тем имели элементы барокко: нарядную и праздничную цветовую гамму, сочетание глубоких зеленых с обилием золотой краски.

Новаторство невьянских иконописцев выразилось в фоновом пейзаже с элементами реального изображения уральской природы.

Невьянская школа иконописания сложилась в середине XVIII в. у старообрядцев Среднего Урала. Характерная особенность невьянской школы — синтез изобразительных традиций до петровской Руси (ориентация на иконографию XVI—XVII вв.) и стилей нового времени (барокко, классицизм).

Знаменитые писатели Урала   Наиболее известными уральскими писателями являются: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Фёдор Михайлович Решетников Павел Петрович Бажов. Кто-то родился на Урале, кто-то приехал, но для каждого писателя Урал стал вдохновением для рассказов, романов, сказов. 

Знаменитые писатели Урала

Наиболее известными уральскими писателями являются:

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Фёдор Михайлович Решетников

Павел Петрович Бажов.

Кто-то родился на Урале, кто-то приехал, но для каждого писателя Урал стал вдохновением для рассказов, романов, сказов. 

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

Летом 1877 года Мамин-Сибиряк вернулся на Урал, но после смерти отца забрал семью в Екатеринбург, чтобы младшие братья и сестры смогли получить образование. Там он познакомился с Марией Алексеевой, на которой вскоре женился.

Летом 1877 года Мамин-Сибиряк вернулся на Урал, но после смерти отца забрал семью в Екатеринбург, чтобы младшие братья и сестры смогли получить образование. Там он познакомился с Марией Алексеевой, на которой вскоре женился.

Творчество писателя   Во время путешествия по Уралу он изучал творчество, историю и особенности местного населения. Результаты исследований он начал публиковать в газете «Русские ведомости». Вскоре писатель начал издавать сборники рассказов и романы. Самыми известными считаются его следующие работы: «В водовороте страстей»; «Приваловские миллионы»; «Горное гнездо»; «Дикое счастье»; «Бурный поток»; «Именинник». В 1890 году Дмитрий Мамин-Сибиряк развелся, а затем вновь женился и остался жить в Петербурге. 15 ноября 1912 года писатель умер, он похоронен на Волковском кладбище.

Творчество писателя

Во время путешествия по Уралу он изучал творчество, историю и особенности местного населения. Результаты исследований он начал публиковать в газете «Русские ведомости». Вскоре писатель начал издавать сборники рассказов и романы. Самыми известными считаются его следующие работы:

  • «В водовороте страстей»;
  • «Приваловские миллионы»;
  • «Горное гнездо»;
  • «Дикое счастье»;
  • «Бурный поток»;
  • «Именинник».

В 1890 году Дмитрий Мамин-Сибиряк развелся, а затем вновь женился и остался жить в Петербурге. 15 ноября 1912 года писатель умер, он похоронен на Волковском кладбище.

Федор Михайлович Решетников Федор Михайлович Решетников родился 5 сентября 1841 года в семье почтальона. Мать мальчика серьезно заболела, когда ребенку еще не исполнилось и года. После ее смерти Решетников остался на попечении своего дяди, старшего сортировщика пермской почтовой конторы. Окончив начальную школу, Федор Михайлович поступил в Пермское уездное училище. В 1859 году закончил его, после чего уехал в Екатеринбург, где поступил в уездный суд. Но из-за слишком маленького жалования, Решетников вернулся в Пермь и стал сотрудником местных губернских Ведомостей.

Федор Михайлович Решетников

Федор Михайлович Решетников родился 5 сентября 1841 года в семье почтальона. Мать мальчика серьезно заболела, когда ребенку еще не исполнилось и года. После ее смерти Решетников остался на попечении своего дяди, старшего сортировщика пермской почтовой конторы.

Окончив начальную школу, Федор Михайлович поступил в Пермское уездное училище. В 1859 году закончил его, после чего уехал в Екатеринбург, где поступил в уездный суд. Но из-за слишком маленького жалования, Решетников вернулся в Пермь и стал сотрудником местных губернских Ведомостей.

В 1863 году Федор Михайлович перебрался в Санкт-Петербург, где сблизился с редакцией «Современника». А уже в 1864 году была напечатана его повесть «Подлиповцы», открывшая период активного сотрудничества молодого писателя с журналом и дружбе с его издателем Н.А. Некрасовым. Через год писатель совершил длительную поездку на Урал (Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Тагил), собирая материал для серии очерков о горнозаводских рабочих (специально для этого Решетников сам работал на Демидовском заводе в Перми). Впоследствии появились романы «Горнорабочие» (1866) и «Глумовы» (1866-1867), где впервые в русской литературе была показана забастовка, которой рабочие ответили на манифест о крестьянской реформе 1861 года.

В 1863 году Федор Михайлович перебрался в Санкт-Петербург, где сблизился с редакцией «Современника». А уже в 1864 году была напечатана его повесть «Подлиповцы», открывшая период активного сотрудничества молодого писателя с журналом и дружбе с его издателем Н.А. Некрасовым.

Через год писатель совершил длительную поездку на Урал (Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Тагил), собирая материал для серии очерков о горнозаводских рабочих (специально для этого Решетников сам работал на Демидовском заводе в Перми). Впоследствии появились романы «Горнорабочие» (1866) и «Глумовы» (1866-1867), где впервые в русской литературе была показана забастовка, которой рабочие ответили на манифест о крестьянской реформе 1861 года.

Ни один из упомянутых романов так и не был завершен, однако в совокупности с очерками «Рабочие лошади», «На большой дороге» (оба 1866), «Очерки обозной жизни» (1867) предложили рассказ о рабочем Урале. В своем творчестве писатель стремился показать, как меняется человек под воздействием несправедливой и угнетающей жизни. Творчество Федора Михайловича Решетникова нашло живой отклик в читательской среде и высокую оценку влиятельных критиков. Умер Решетников в Петербурге 9 марта 1871 года на 30-м году жизни от отека легких.

Ни один из упомянутых романов так и не был завершен, однако в совокупности с очерками «Рабочие лошади», «На большой дороге» (оба 1866), «Очерки обозной жизни» (1867) предложили рассказ о рабочем Урале. В своем творчестве писатель стремился показать, как меняется человек под воздействием несправедливой и угнетающей жизни.

Творчество Федора Михайловича Решетникова нашло живой отклик в читательской среде и высокую оценку влиятельных критиков.

Умер Решетников в Петербурге 9 марта 1871 года на 30-м году жизни от отека легких.

Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов (1879–1950 гг.) – известный советский писатель, фольклорист. Родился Павел 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Павел Петрович Бажов

Павел Петрович Бажов (1879–1950 гг.) – известный советский писатель, фольклорист.

Родился Павел 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Главное произведение писателя   Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка»(1939 г.) во многом определила судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник сказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие. В 1943 году благодаря этой книге Бажов получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество. Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище

Главное произведение писателя

Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка»(1939 г.) во многом определила судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник сказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

В 1943 году благодаря этой книге Бажов получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище

Зарождение и развитие театрального искусства на Урале   Уже в XVIII в. в городах и на заводах Урала прочно прижились театрализованные представления – народные драмы. Наиболее популярными из них были

Зарождение и развитие театрального искусства на Урале

Уже в XVIII в. в городах и на заводах Урала прочно прижились театрализованные представления – народные драмы. Наиболее популярными из них были "Шайка разбойников" и "Царь Максимилиан". В начале XIX в. появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов – Строгановых, Всеволжских и др. В качестве организаторов этих театров, носивших любительский характер, выступали представители крепостной интеллигенции, получившие образование в столице и познакомившиеся там с театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем долгое время женские роли исполнялись мужчинами. В 1807 г. крепостные служащие Очерского завода организовали драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть "комедийным сараем"

Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П. А. Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х годов. В Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского

Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П. А. Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х годов. В Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского "Аскольдова могила", Беллини "Невеста-лунатик" ("Сомнабула"), бессмертной комедией Гоголя "Ревизор". Но большую часть репертуара по традиции того времени составляли мелодрамы, водевили и комедии часто весьма невысокого качества. Соколов расширил свою деятельность, перенеся ее на другие уральские города – Пермь и Ирбит.

Кроме профессионального театра, в Перми, Екатеринбурге, Уфе и других городах устраивались оперные и драматические постановки силами любителей. Доступ в театр и на постановки привилегированных любительских кружков имели в основном

Кроме профессионального театра, в Перми, Екатеринбурге, Уфе и других городах устраивались оперные и драматические постановки силами любителей. Доступ в театр и на постановки привилегированных любительских кружков имели в основном "верхи" или, в лучшем случае, представители средних слоев. Между тем передовая часть уральских рабочих жадно тянулась к театру. В этом отношении большой интерес представляют самодеятельные заводские театры, которые во второй половине века существовали во многих пунктах края, причем наряду с возникшими еще до реформы появляется много новых (в Нижнем Тагиле, Березниках, Юго-Камске, Благовещенском заводе и в др. местах). Эти театры, отличавшиеся большой демократичностью, пользовались успехом не только у интеллигенции, но и у рабочего зрителя.

Урал переступил порог XXI века. Он по-прежнему остаётся одним из ведущих промышленных, научно-технических и культурных центров страны. Продолжает сохраняться экономическое и этнокультурное единство региона. Вместе со всей страной Урал прошёл различные этапы в своём развитии. В перипетиях становления его художественной культуры как в зеркале отразились многие коллизии отечественной истории и его собственной судьбы.

Урал переступил порог XXI века. Он по-прежнему остаётся одним из ведущих промышленных, научно-технических и культурных центров страны. Продолжает сохраняться экономическое и этнокультурное единство региона. Вместе со всей страной Урал прошёл различные этапы в своём развитии. В перипетиях становления его художественной культуры как в зеркале отразились многие коллизии отечественной истории и его собственной судьбы.