Профессиональный стандарт педагога. Воспитательная и развивающая деятельность
Сообщение подготовила: Киселева И.Н. руководитель ШМО классных руководителей
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовые действия учителя:
1. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
2. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
3. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
4. Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
5. Проектирование и реализация воспитательных программ.
6. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
7. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовые действия учителя:
8 . Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
9. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
10. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
11. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
12. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Необходимые умения:
1. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
2 . Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
3. Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
4. Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
5. Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Необходимые умения:
6. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
7. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
8. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
9. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Необходимые знания:
1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества.
3. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.
4. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Необходимые знания:
5. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
6. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
7. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Другие характеристики:
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовые действия педагога:
- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовые действия педагога:
5. Оказание адресной помощи обучающимся.
6. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
7. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
8. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
9. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовые действия педагога:
10. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
11. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Необходимые умения:
1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
2. Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
3. Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.
4. Умение понимать документацию специалистов (психологов,
дефектологов, логопедов и т.д.).
5. Умение составлять совместно с другими специалистами
программу индивидуального развития ребенка, психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося.
Необходимые умения:
6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
7. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.
8. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.
9. Формировать детско-взрослые сообщества.
Необходимые знания:
1. Педагогические закономерности организации образовательного процесса.
2. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития.
3. Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся.
4. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ.
Необходимые знания:
5. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.
6. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.
7. Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.
Другие характеристики:
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
« Единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. »
Творческих успехов и самосовершенствования!