СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Пунктуация в сложных предложениях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет подготовиться к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Пунктуация в сложных предложениях"»

Пунктуация в сложных предложениях. Дорохова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Гимназия №2» города Курчатова Курской области

Пунктуация в сложных предложениях.

Дорохова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Гимназия №2» города Курчатова Курской области

Цель: закрепление знаний о знаках препинания в сложных предложениях. Задачи:   рассмотреть случаи постановки или отсутствия запятой в сложных предложениях;  отработать умения и навыки, связанные с пунктуацией в сложных предложениях;  научиться выполнять тестовые задания по данной теме в формате ЕГЭ.

Цель: закрепление знаний о знаках препинания в сложных предложениях.

Задачи:

  • рассмотреть случаи постановки или отсутствия запятой в сложных предложениях;
  • отработать умения и навыки, связанные с пунктуацией в сложных предложениях;
  • научиться выполнять тестовые задания по данной теме в формате ЕГЭ.

Вспомним теорию! Знаки препинания в сложносочиненном предложении Запятая в сложносочиненном предложении ставится : Части сложносочиненного предложения связаны соединительными (и, да, ни…ни), противительными (а, но, да (=но), однако, зато, тоже), разделительными (или, либо, то…то, не то…не то) союзами. ( Молодой месяц низко висел над лесом, и нежный его свет блестел в дождевых каплях .)

Вспомним теорию!

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Запятая в сложносочиненном предложении ставится :

Части сложносочиненного предложения связаны соединительными (и, да, ни…ни), противительными (а, но, да (=но), однако, зато, тоже), разделительными (или, либо, то…то, не то…не то) союзами.

( Молодой месяц низко висел над лесом, и нежный его свет блестел в дождевых каплях .)

Вспомним теорию! Знаки препинания в сложносочиненном предложении Запятая в сложносочиненном предложении не ставится , если части предложения имеют:  общий второстепенный член: После восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь.  общую придаточную часть: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся домой .  общее вводное слово: Кажется , лист не шелохнется и веточка не дрогнет.  если соединяются два вопросительных предложения: Это кто такие и что вам надобно?  два восклицательных предложения: Как он смешон и как глупы его выходки!  два побудительных предложения: Подпустить врага и дать огонь по команде!  два назывных предложения: Мороз и солнце…

Вспомним теорию!

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Запятая в сложносочиненном предложении не ставится , если части предложения имеют:

  • общий второстепенный член: После восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь.
  • общую придаточную часть: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся домой .
  • общее вводное слово: Кажется , лист не шелохнется и веточка не дрогнет.
  • если соединяются два вопросительных предложения: Это кто такие и что вам надобно?
  • два восклицательных предложения: Как он смешон и как глупы его выходки!
  • два побудительных предложения: Подпустить врага и дать огонь по команде!
  • два назывных предложения: Мороз и солнце…

Потренируемся! Весна начинается медленно и лето незаметно подкрадывается.  Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела.  Словом, время уже истекло и нужно уже уходить.  Утром небо было серое и моросил дождь.  Из земли по корням поступит сок и деревья выбросят зеленую листву.  Взошел месяц и на темную почву лег серебряный покров света. Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес.

Потренируемся!

  • Весна начинается медленно и лето незаметно подкрадывается.
  • Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела.
  • Словом, время уже истекло и нужно уже уходить.
  • Утром небо было серое и моросил дождь.
  • Из земли по корням поступит сок и деревья выбросят зеленую листву.
  • Взошел месяц и на темную почву лег серебряный покров света.
  • Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес.

Поработаем самостоятельно! Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. К полудню ветер разогнал тучи и выглянуло солнышко.  Было ясно и тихо и дымились пруды. Где ваш брат и как он поживает?  Мне нравится снежная зима да спящие деревья да хрустящий лес.  В лесу нельзя ни шуметь ни разжигать костров.

Поработаем самостоятельно!

Задание 15.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  • К полудню ветер разогнал тучи и выглянуло солнышко.
  • Было ясно и тихо и дымились пруды.
  • Где ваш брат и как он поживает?
  • Мне нравится снежная зима да спящие деревья да хрустящий лес.
  • В лесу нельзя ни шуметь ни разжигать костров.

Проверьте себя! 25

Проверьте себя!

25

Вспомним теорию! Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным Придаточное предложение отделяется от главного запятой .   Мы услышали гудок поезда, когда подходили к вокзалу.  Когда мы подходили к вокзалу, услышали гудок поезда. Старый дуб, который растет на опушке леса, поражает своей мощью.

Вспомним теорию!

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

Придаточное предложение отделяется от главного запятой .

  • Мы услышали гудок поезда, когда подходили к вокзалу.
  • Когда мы подходили к вокзалу, услышали гудок поезда.
  • Старый дуб, который растет на опушке леса, поражает своей мощью.

Вспомним теорию! Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными Запятая ставится :  между однородными придаточными, не соединенными сочинительными союзами ( Я буду работать, пока пальцы держат перо , пока сердце стучит ).  между однородными придаточными, соединенными повторяющимися сочинительными союзами ( Матвей подробно рассказал и какие блюда он ел, и из чего эти блюда приготовлены ).  между придаточными предложениями с последовательным подчинением придаточных ( Немножко далее речка сливалась с другой речонкой, потому что в ста шагах от холма зеленела осока, из которой с криком вылетело три бекаса ).

Вспомним теорию!

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая ставится :

  • между однородными придаточными, не соединенными сочинительными союзами ( Я буду работать, пока пальцы держат перо , пока сердце стучит ).
  • между однородными придаточными, соединенными повторяющимися сочинительными союзами ( Матвей подробно рассказал и какие блюда он ел, и из чего эти блюда приготовлены ).
  • между придаточными предложениями с последовательным подчинением придаточных ( Немножко далее речка сливалась с другой речонкой, потому что в ста шагах от холма зеленела осока, из которой с криком вылетело три бекаса ).

Вспомним теорию! Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными Запятая в сложноподчиненном предложении не ставится :  между однородными придаточными, связанными одиночными соединительными или разделительными союзами ( Я буду работать, пока пальцы держат перо и пока сердце стучит ). на стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного при наличии второй части союза – то, но, так : Мы вошли в лес, и хотя нас одолевали кошмары, но мы быстро достигли цели. Он сказал, что если будет свободен вечером, то придет ко мне. (ср.: Он сказал, что, если будет свободен вечером, придет ко мне ).  после сочинительного союза и, а, но , стоящего в начале предложения: А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на долину .

Вспомним теорию!

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая в сложноподчиненном предложении не ставится :

  • между однородными придаточными, связанными одиночными соединительными или разделительными союзами ( Я буду работать, пока пальцы держат перо и пока сердце стучит ).
  • на стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного при наличии второй части союза то, но, так : Мы вошли в лес, и хотя нас одолевали кошмары, но мы быстро достигли цели.

Он сказал, что если будет свободен вечером, то придет ко мне.

(ср.: Он сказал, что, если будет свободен вечером, придет ко мне ).

  • после сочинительного союза и, а, но , стоящего в начале предложения:

А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на долину .

Потренируемся! Старинный пруд в темной глубине которого прятались огромные карпы давно интересовал нас.  Когда занималась заря когда двери заводили свой разноголосый концерт старички уже сидели за столом и пили кофе.  Левитану казалось что ночь длится вечно и что он сослан в эту грязную деревушку.  И поэтому кажется удивительно что в доме спокойно горит свет и мелкие ковры заглушают шаги.  Он знал по опыту что если полковник замолчал то продолжать с ним разговор бесполезно.  За огородом следовали крестьянские избы которые хотя были построены врассыпную показывали довольство обитателей.  Весной этого года я окончил лицей и когда приехал из Москвы просто поражен был как изменился наш угрюмый дом.

Потренируемся!

  • Старинный пруд в темной глубине которого прятались огромные карпы давно интересовал нас.
  • Когда занималась заря когда двери заводили свой разноголосый концерт старички уже сидели за столом и пили кофе.
  • Левитану казалось что ночь длится вечно и что он сослан в эту грязную деревушку.
  • И поэтому кажется удивительно что в доме спокойно горит свет и мелкие ковры заглушают шаги.
  • Он знал по опыту что если полковник замолчал то продолжать с ним разговор бесполезно.
  • За огородом следовали крестьянские избы которые хотя были построены врассыпную показывали довольство обитателей.
  • Весной этого года я окончил лицей и когда приехал из Москвы просто поражен был как изменился наш угрюмый дом.

Поработаем самостоятельно! Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.  Книга французского художника (1) забавные рисунки (2) в которой (3) я так любил рассматривать в детстве (4) до сих пор стоит на полке в комнате отца.  Фильм произвел на нас сильное впечатление (1) и (2) когда мы возвращались домой (3) то вспоминали меткие фразы (4) которыми так и сыпал главный герой.  По вечерам (1) когда затихал ветерок (2) и от нагретой земли исходило теплое испарение (3) такая наступала кругом благодать.  Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и что (3) если он протянет руку в окно (4) с кустов посыплется роса.  Герои моих книг делают то (1) что должны делать в действительности (2) а не то (3) что мне хочется (4) и я навязываю им.

Поработаем самостоятельно!

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  • Книга французского художника (1) забавные рисунки (2) в которой (3) я так любил рассматривать в детстве (4) до сих пор стоит на полке в комнате отца.
  • Фильм произвел на нас сильное впечатление (1) и (2) когда мы возвращались домой (3) то вспоминали меткие фразы (4) которыми так и сыпал главный герой.
  • По вечерам (1) когда затихал ветерок (2) и от нагретой земли исходило теплое испарение (3) такая наступала кругом благодать.
  • Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и что (3) если он протянет руку в окно (4) с кустов посыплется роса.
  • Герои моих книг делают то (1) что должны делать в действительности (2) а не то (3) что мне хочется (4) и я навязываю им.

Проверьте себя!  14  134  13  134  123

Проверьте себя!

  • 14
  • 134
  • 13
  • 134
  • 123

Литература , рекомендуемая для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:  Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (под редакцией И.П. Цыбулько) – Национальное образование. Москва, 2021 год.  Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2021 (под редакцией Н.А. Сениной). – Легион, 2021 год.  Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. ЕГЭ – 2021. Тематический тренинг. Модели сочинений. – Легион, 2021 год.  Л.И. Мальцева, Н.М. Смеречинская. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2020. Книга 1,2 – Народное образование, 2020 год.

Литература , рекомендуемая для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:

  • Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (под редакцией И.П. Цыбулько) – Национальное образование. Москва, 2021 год.
  • Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2021 (под редакцией Н.А. Сениной). – Легион, 2021 год.
  • Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. ЕГЭ – 2021. Тематический тренинг. Модели сочинений. – Легион, 2021 год.
  • Л.И. Мальцева, Н.М. Смеречинская. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2020. Книга 1,2 – Народное образование, 2020 год.

Удачи на экзамене!

Удачи на экзамене!