Урок русского языка в 9 классе, Учитель Дерусова Е.П.
Тема «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Тема: «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Цели урока: обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков.
Оразовательная: систематизировать и углубить теоретический материал по теме; совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений, закреплять навыки постановки знаков препинания между частями в бессоюзном сложном предложении.
Развивающая: развивать умения логически излагать свои мысли, учить аргументировать, доказывать; выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, интерес и любовь к языку и литературе; формировать навыки контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану,развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; заинтересованность в приобретении способов действий.
Метапредметные результаты: преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Устанавливать рабочие отношения. анализировать уровень своих знаний и способностей; обнаружение и формулирование проблемы, цели и задачи с помощью учителя; планирование предстоящей деятельности с помощью учителя; выполнение учебной задачи в сотрудничестве.
Предметные результаты: умение находить БСП в тексте, называть их отличительные признаки, проводят самоконтроль. Формулирование правил пунктуации в БСП, объяснеие выбора знака препинания.
Межпредметные связи: литература,
Оборудование: презентация урока, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I.Оргмомент
(Приветствие)
Целевая установка, мотивация к теме урока.
- Прочитайте тему урока и поставьте цели и задачи перед собой на данный урок. (повторить изученное о БСП, совершенствовать умения находить их в текстах, строить БСП и ставить знаки препинания.)
Слайд№ 1
II Актуализация опорных знаний
Работа в группах. Среди предложений 1-4 найдите сложное бессоюзное предложение, напишите номер этого предложения.
1 группа (1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц.
2 группа (1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар 3) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (4)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (А.Гайдар
)
3 группа. (1) Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (Э.Дубровский)
4 группа. (1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал (Г.Березко)
- А так ли уж важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять?
(Ответы учащихся)
Лингвистическая разминка
Учитель: решите задачу по правилам пунктуации.
Сочинение Незнайки, который так обращался с запятыми:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. (Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах - всего двадцать).
Слайд 2
- Какой можно сделать вывод?
(знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию).
Слайд №3
- Поскольку мы пришли к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в БСП.
III. Повторение теоретического материала.
Проверка домашнего задания Упр.№185
Защита презентаций (выступления учащихся с презентациями, составленными в соответствии с планом:
Постановка знаков препинания в БСП; примеры БСП с запятой и точкой запятой, двоеточием, тире.
Слайды4,5
Подведем итог:
- Чем отличаются БСП от предложений с союзами?
(Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация же на письме обозначает разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире).
- Конечно, знаки не могут соответствовать интонационному богатству речи, но они помогают понять общий смысл фразы.
IV Совершенствование знаний, умений и навыков.
Работа по текстам А.С.Пушкина: найти бессоюзные сложные предложения в тексте, запишите их, постройте схемы, определите смысловые отношения между частями БСП
1) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. («Зимний вечер»)
2) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. («Станционный смотритель»)
3) В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как- нибудь.
Откажут ─ мигом утешался.
Изменят ─ рад был отдохнуть. («Евгений Онегин»)
4) Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья («К Чаадаеву»)
Слайд №6
- С какой целью автор использует бессоюзные предложения?
(союзы сделали бы предложения громоздкими, тяжеловесными. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)
Физминутка
Комментированное письмо
1. [ ], [ ]. и Луна сняла, июльская
Перечисление фактов ночь была тиха.
2. […]; […]. и Всё сугробы да овраги;
Перечисление фактов поминутно сани опрокидывались
поминутно он их подымал.
3. [ ]: [причина]. Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
4. [ ]: [пояснение]. а именно: Утро было чудесным: умытый лес улыбался. пели птицы.
5. [ ]: [дополнение]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
6. [ ] — [ ]. а Лето припасает — зима поедает.
7. [Время] — [ ]. когда Кончил дело — гуляй смело.
8. [Условие] — [ ]. если Посеешь ветер — пожнешь бурю.
9. [ ] — [вывод, следствие]. так что Дети стали большими — им надо серьезно учиться.
10. [ ] — [ ]. Раздался выстрел — зверь упал Быстрая смена событий
11. [ ] — [сравнение]. как, словно, будто Скажет слово —соловей запоет.
- Могут ли совпадать значения БСП, например, условия и времени; следствия и быстрой смены событий?
Запишите предложения, сделайте вывод.
Село опустело, молодежь разъехалась. (перечисление)
Село опустело: молодежь разъехалась. (причина).
Примерный вывод: (да, смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования.
Диктант с самопроверкой
1.За мной гнались – я духом не смутился (Лермонтов)
2.Равнина была пустынна и печальна – сжималось сердце (Лермонтов)
3.Я знал: удар судьбы меня не обойдет (Лермонтов)
4.Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов)
5.В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов).
Слайд №8
7.Подведение итогов урока.
- Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?
- Расскажите о знаках препирания в БСП
8. Рефлексия
Прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял …
я понял, что…
V. Домашнее задание
§ 28; Выписать из художественной литературы по одному предложению на каждый случай постановки знаков препинания в БСП.