СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тема: «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Цели урока: обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков.

Оразовательная: систематизировать и углубить  теоретический  материал по теме; совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений, закреплять  навыки постановки знаков препинания между частями в бессоюзном сложном предложении.

Развивающая: развивать умения логически излагать свои мысли, учить       аргументировать, доказывать; выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, интерес и любовь к языку и  литературе; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Планируемые результаты.

Личностные результаты.Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану,развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; заинтересованность в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты: преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Устанавливать рабочие отношения. анализировать уровень своих знаний и способностей; обнаружение и формулирование проблемы, цели и задачи с помощью учителя; планирование предстоящей деятельности с помощью учителя; выполнение учебной задачи в сотрудничестве.

Предметные результаты: умение находить БСП в тексте, называть их отличительные признаки, проводят самоконтроль. Формулирование правил пунктуации в БСП, объяснеие выбора знака препинания.

          Межпредметные связи: литература,

Оборудование: презентация урока,  карточки для  индивидуальной работы.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».»

Урок  русского языка  в 9 классе, Учитель Дерусова Е.П.

Тема «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тема: «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Цели урока: обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков.

Оразовательная: систематизировать и углубить теоретический материал по теме; совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений, закреплять навыки постановки знаков препинания между частями в бессоюзном сложном предложении.

Развивающая: развивать умения логически излагать свои мысли, учить аргументировать, доказывать; выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, интерес и любовь к языку и литературе; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Планируемые результаты.

Личностные результаты.Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану,развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; заинтересованность в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты: преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Устанавливать рабочие отношения. анализировать уровень своих знаний и способностей; обнаружение и формулирование проблемы, цели и задачи с помощью учителя; планирование предстоящей деятельности с помощью учителя; выполнение учебной задачи в сотрудничестве.

Предметные результаты: умение находить БСП в тексте, называть их отличительные признаки, проводят самоконтроль. Формулирование правил пунктуации в БСП, объяснеие выбора знака препинания.

Межпредметные связи: литература,

Оборудование: презентация урока,  карточки для  индивидуальной работы.

                              Ход урока

I.Оргмомент

(Приветствие)

Целевая установка, мотивация к теме урока.

- Прочитайте тему урока и поставьте цели и задачи перед собой на  данный урок. (повторить изученное о БСП, совершенствовать умения находить их в текстах, строить БСП и ставить знаки препинания.)

Слайд№ 1




II Актуализация опорных знаний

Работа в группах.  Среди предложений 1-4 найдите сложное бессоюзное предложение, напишите номер этого предложения.


1 группа (1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц.


2 группа (1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар 3) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (4)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (А.Гайдар

)

3 группа. (1) Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (Э.Дубровский)


4 группа. (1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал (Г.Березко)



- А так ли уж важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять?

(Ответы учащихся)

Лингвистическая разминка

Учитель: решите задачу по правилам пунктуации.

Сочинение Незнайки, который так обращался с запятыми:


Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. (Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах - всего двадцать).

Слайд 2

- Какой можно сделать вывод?

(знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию).

Слайд №3


- Поскольку мы пришли к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в БСП.


III. Повторение теоретического материала.

Проверка домашнего задания Упр.№185


Защита  презентаций (выступления учащихся с презентациями, составленными в соответствии с планом:

  1. Постановка знаков препинания в БСП; примеры БСП с запятой и точкой запятой, двоеточием, тире.

Слайды4,5



Подведем итог:


- Чем отличаются БСП от предложений с союзами?

(Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация же на письме обозначает разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире).


- Конечно, знаки не могут соответствовать интонационному богатству речи, но они помогают понять общий смысл фразы.


IV Совершенствование знаний, умений и навыков.



Работа по текстам  А.С.Пушкина: найти  бессоюзные сложные предложения в тексте, запишите их, постройте схемы, определите смысловые отношения между частями БСП

 

 1)  Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя;        

      То, как зверь, она завоет,

       То заплачет,  как дитя. («Зимний вечер»)


2)  Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. («Станционный смотритель»)


3)  В красавиц он уж не влюблялся,

    А волочился как- нибудь.

   Откажут ─ мигом утешался.

  Изменят ─ рад был отдохнуть. («Евгений Онегин»)


4)  Товарищ, верь: взойдет она,

      Звезда пленительного счастья («К Чаадаеву»)


Слайд №6



- С какой целью автор использует бессоюзные предложения?

(союзы сделали бы предложения громоздкими, тяжеловесными. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)


Физминутка


Комментированное письмо

1. [ ], [ ]. и Луна сняла, июльская

Перечисление фактов ночь была тиха.

2. […]; […]. и Всё сугробы да овраги;

Перечисление фактов поминутно сани опрокидывались

поминутно он их подымал.

3. [ ]: [причина]. Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

4. [ ]: [пояснение]. а именно: Утро было чудесным: умытый лес улыбался. пели птицы.

5. [ ]: [дополнение]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

6. [ ] — [ ]. а Лето припасает — зима поедает.

7. [Время] — [ ]. когда Кончил дело — гуляй смело.

8. [Условие] — [ ]. если Посеешь ветер пожнешь бурю.

9. [ ] — [вывод, следствие]. так что Дети стали большими — им надо серьезно учиться.

10. [ ] — [ ]. Раздался выстрел — зверь упал Быстрая смена событий

11. [ ] — [сравнение]. как, словно, будто Скажет слово соловей запоет.

- Могут ли совпадать значения БСП, например, условия и времени; следствия и быстрой смены событий?

Запишите предложения, сделайте вывод.

Село опустело, молодежь разъехалась. (перечисление)

Село опустело: молодежь разъехалась. (причина).


Примерный вывод: (да, смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования.


Диктант  с самопроверкой 

  1.За мной гнались – я духом не смутился (Лермонтов)

2.Равнина была пустынна и печальна – сжималось сердце (Лермонтов)

3.Я знал: удар судьбы меня не обойдет (Лермонтов)

  4.Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов)

5.В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов).

Слайд №8



7.Подведение итогов урока.


- Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?

- Расскажите о знаках препирания в БСП

8. Рефлексия

Прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял …

я понял, что…

V. Домашнее задание


§ 28; Выписать из художественной литературы по одному предложению на каждый случай постановки знаков препинания в БСП.


  • Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!