Путешествие в страну
Русского Языка.
ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся за курс начальной школы, воспитывать интерес и уважение к родной культуре.
Издревле, когда еще чтилась рогатина,
Богатствами славилась наша земля,
В слоеньях хребтов – изумруды да платина,
В реках – осетры, а в лесах – соболя.
Ну где – укажите! – найдете вы за морем
Овитый былинами Кремль золотой,
Вокзалы метро в малахите да мраморе,
Василья Блаженного купол витой?
Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Созданье народного светлого гения –
Могучую, звучную, сочную русскую речь!
Буквенному письму более 1000 лет.
И это тысячелетие отсчитывается
от 988 года. Это год официального
принятия христианской религии на
Руси. А христианство – это письменная религия.
Стать христианской страной - значило стать письменной страной.
А с чьими именами связывают
рождение славянского алфавита?
(братья-болгары Кирилл и Мефодий,
ученые, составили славянский
алфавит).
Первая наша учебная книга – букварь.
А когда и кем был
создан первый русский печатный букварь?
( более 400 лет назад, в 1574 году
Иваном Федоровым.)
Как учились дети в старину
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Бэ, как Аз да Буки
Вэ, как Веди, Гэ – Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался перочинным:
Очинялось им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Вас приветствует волшебная страна.
В нашей сказочной стране
тоже есть столица – это город Алфавит.
Именно в нем нам и предстоит побывать.
Но сначала вспомним: что такое алфавит?
(определенный порядок букв).
У ворот стражники-ъ и ь.
Задание.
В приведенные ниже
слова вставьте
разделительные ъ и ь,
объясните их правописание:
В..езд, сем..я, об..явление, друз..я,
Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я,
колос..я, с..едобный,
сер..езный.
руж..е, журчан..е.
Площадь Звуков
А роза упала на лапу Азора.
Около Миши молоко.
Аргентина манит негра.
Рвал дед лавр.
Переулок Ударений
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис-ирис)
Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь-превращусь в название
Блестящей,
шелковистой ткани я.
(Атлас-атлас)
Задание
Составь слова из слогов
ЛЫ ЧА ПРУ МА
НА ША КРЫ ЖИ ШИ
ЧАЙ ЩА НИК ЧА
РО КА
ВЕЛЬ
ВСТРЕ
Измени род имен существительных (мужской на женский)
Повар — повариха
Портной - портниха
Купец — купчиха
Храбрец —
Ткач-ткачиха
Школьник — школьница
Космонавт-
Писатель-писательница
Сколько раз в предложении встречается звук Г
На вокзале его встретил друг.
Сколько раз в предложении встречается звук П
На поляне стоял дуб в два обхвата.
Составьте предложение
Берегите лес –
наше богатство
· В каком слове сорок гласных?
· Какое слово принадлежит тебе, а употребляется
другими чаще, чем тобой?
· Что стоит в середине земли?
· Знак, который ставится над одной из гласных в слове?
· Член предложения, отвечающий на вопрос «Кто? или Что?»
· Из этого состоит текст
· Из этого состоит предложение
· Что означает имя существительное?
· Бывает устная, бывает письменная?
· Часть речи, обозначающая действие?
· Член предложения, служит для обозначения действия
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом !
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
Спасибо за внимание!