Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» 671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi @ yandex . ru
Адаптированная рабочая программа
Предмет: Швейное дело
Класс: 5
Учебный год: 2021-2022
Учитель: Хасанова Клавдия Николаевна
Квалификационная категория: первая
Нормативно – правовое обеспечение
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Общая характеристика учебного предмета
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Цель изучения предмета «Швейное дело» :
Цель заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи
- Развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
- воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к производственному имуществу и т.п.
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Личностные результаты
- Осознание себя как гражданина России;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Минимальный
Достаточный
- знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах используемых материалов;
- знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
- представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины);
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитьё);
- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- экономное расходование материалов;
- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Формирование базовых учебных действий обучающихся:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, обобщение, классификацию, причинно-следственных связей) на наглядном,
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные учебные действия включают:
- коммуникативные учебные действия включают:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Содержание учебного предмета
Программа разбита по четвертям, в каждой четверти содержится определенное количество разделов.
- Первая четверть состоит из 3 разделов:
- Раздел I: Школьная швейная мастерская -5 часов;
- Раздел II: Волокно и ткани -10 часов;
- Раздел III: Ручные работы - 35 часов;
- Вторая четверть состоит из 2 разделов:
- Раздел I: Ремонт одежды - 18 часов;
- Раздел II: Швейная машина - 24 часа;
- Третья четверть состоит из 2 разделов:
- Раздел I: Машинные работы - 16 часов;
- Раздел II: Пошив изделий - 44 часа;
- Четвертая четверть состоит из 2 разделов:
- Раздел I: Пошив изделий - 26 часов;
- Раздел II: Сведения о специальных машинах «Оверлог», «Зиг-заг» - 24 часа;
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного учащимся объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
- За теоретическую часть:
- Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
- Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
- Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
- Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
- За практическую работу:
- Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
- Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
- Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
- Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
- Итоговые оценки знаний и умений учащихся
- 1. За учебную четверть и за год знания учащихся оцениваются одним баллом.
- 2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний учащихся, так и овладение ими практическими умениями.
- 3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
-
Описание материально-технического обеспечения
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Комплекты оборудования: Столы. Стулья. Стол для кроя. Шкаф трансформер.
- Гладильная система.
- Универсальная швейная машина.
- Специальная машина « оверлог»
Учебно-методическое обеспечение.
- Основная литература.(для учителя)
- Швейное дело: учебник для 5 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида 2-е изд.- М.: Просвещение, 2020.Автор Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Методические пособия для учителя
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Воронковой В.В., 5-9 классы (М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011).
- Девяткина В.Г., Казакова Л.И. Учебно-технологическая игра в трудовом обучении коррекционной школы. Учебно-методическое пособие. – Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2002.
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1980.
- Учебная литература для обучающихся.
- Швейное дело: учебник для 5 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012.Автор Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.
- Васильченко Е.В., Лабзина А.Я. Методическое руководство к таблицам по трудовому обучению «Правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования», 5 – 7 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1988.
- Девяткина В.Г., Казакова Л.И. Учебно-технологическая игра в трудовом обучении коррекционной школы. Учебно-методическое пособие. – Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2002.
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1980.
- Мирский С.Л. Инструктивные материалы для трудового обучения умственно отсталых детей и подростков. Учебно-воспитательный комплекс №102. Москва 1995.
- Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград: Учитель, 2011. – 66 с.
- Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва - Волгоград: Учитель, 2011
- Занимательные уроки технологи для девочек. Пособие для учителей. - М.: Школьная Пресса, 2009
- Фефелева Л.Н. Если вы любите шить / М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Домашние ремёсла: сборник / сост. Е. Семашко. – М.: Терра; Физкультура и спорт, 1997.
- Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках.- М., 1993.
- Рослякова Т.А. Эиклопедия домашнего шитья.- Ростов на Дону.: Изд-во «Феникс», 2011
-
- Учебная литература для родителей.
- Швейное дело: учебник для 5 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида 2-е изд.- М.: Просвещение, 2020.Автор Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Методические пособия для учителя
-
-
Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ
- Архив учебных программ и презентаций http :// www . rusedu . ru /
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http :// windows . edu / ru
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http :// school - collection . edu / ru
- ИнтерГУ.ги - Интернет-государство учителей www . intergu . ru
- Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http :// ndce . edu . ru / Псковский образовательный портал http :// www . pskovedu . ru /
- Российский портал открытого образования http :// www . opennet . edu . ru
- Российский общеобразовательный портал http :// www . school . edu . ru / default . asp Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http :// school - collection . edu . ru /
- Сайт Министерства образования и науки РФ http :// www . mon . gov . ru
- Сайт Рос. образования http :// www . ed . gov . ru
- Сеть творческих учителей www . it - n . ru
- Социальная сеть работников образования http:nsportal.Ru, сайты учителей технологии http://www.uchportal.ru/dir/12
- Российский образовательный портал http :// www . school . edu . ru
- Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителей технологии» http://tehnologi.su/publ/43-1
- «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http :// fcior . edu . ru , http://eor.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http :// festival . 1 september.ru/
- ФГОС http :// standart . edu . ru /
- Электронное периодическое издание «Педагогическая газета» (PEDGAZETA.RU)
- Издательство «Учитель»- www.uchitel.avtlg.ru
- Издательство СМИ «Педагогический мир»- http://pedmir.ru-
-
Реализация программы на уроках