СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к Рабочей программе по русскому языку для 5 класса представляет структуру программы: пояснительную записку; основную идею программы; цели и задачи изучения русского языка в основной школе; общую характеристику предмета.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Рабочая программа по русскому языку, 5 класс»

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе»         Автор: Фамилия, И.О. __Воловенко В. А. Должность: учитель русского языка и литературы Место работы: МКОУ Недокурская СОШ  

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе»

 

 

 

 

Автор:

Фамилия, И.О. __Воловенко В. А.

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МКОУ Недокурская СОШ

 

              Структура программы     Рабочая программы содержит: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета; 3) описание места учебного предмета, в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; 5)  содержание учебного предмета; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета.

Структура программы

 

Рабочая программы содержит:

  • 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  • 2) общую характеристику учебного предмета;
  • 3) описание места учебного предмета, в учебном плане;
  • 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
  • 5)  содержание учебного предмета;
  • 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  • 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • 8) планируемые результаты изучения учебного предмета.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.   Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов: 

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008.)
  • Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2010.)
  • Авторской программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.Н. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной
  • УМК под редакцией Т.А. Ладыженской
  • Базисного учебного плана
 Концепция (основная идея) программы.   Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством: общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); хранения и передачи информации; связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Концепция (основная идея) программы.

Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
  • хранения и передачи информации;
  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе  являются:    воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности; овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; совершенствование коммуникативных способностей;

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • совершенствование коммуникативных способностей;
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.   В школе изучается современный русский литературный язык; поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.

  • В школе изучается современный русский литературный язык; поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода , который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной , языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции .

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода , который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной , языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции .

  Коммуникативная компетенция  предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции  формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

 Культуроведческая компетенция  предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован  коммуникативно-деятельностный подход , предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
  • В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход , предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ   Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч (в неделю 5 часов), в 6 классе — 210 ч(в неделю 6 часов), в 7 классе — 140 ч(в неделю 4 часа), в 8 классе — 105 ч(в неделю 3 часа), в 9 классе — 105 ч. (в неделю 3 часа) Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  • Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч (в неделю 5 часов), в 6 классе — 210 ч(в неделю 6 часов), в 7 классе — 140 ч(в неделю 4 часа), в 8 классе — 105 ч(в неделю 3 часа), в 9 классе — 105 ч. (в неделю 3 часа)
  • Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
  • 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);  3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Метапредметные результаты:

  • 1) владение всеми видами речевой деятельности:
  • 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
  • Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются;
  • 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
V. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   Язык - важнейшее средство общения  Повторение пройденного в I – IV классах   Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография Лексика. Культура речи Морфемика. Орфография. Культура речи Морфология. Орфография. Культура речи Повторение и систематизация пройденного в V классе

V. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Язык - важнейшее средство общения 
  • Повторение пройденного в I – IV классах  
  • Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
  • Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
  • Лексика. Культура речи
  • Морфемика. Орфография. Культура речи
  • Морфология. Орфография. Культура речи
  • Повторение и систематизация пройденного в V классе
   VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ       Тема. Раздел. № 1 2 Кол-во часов Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. Контрольные работы Повторение изученного в начальных классах 3 2 4 17 Развитие речи Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 1 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 5 23 1 2 3 12 Лексика. Культура речи. 6 1 Морфемика. Орфография. Культура речи. 7 6 3 1 18 1 2 4

VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

Тема. Раздел.

1

2

Кол-во часов

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

Контрольные работы

Повторение изученного в начальных классах

3

2

4

17

Развитие речи

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

5

23

1

2

3

12

Лексика. Культура речи.

6

1

Морфемика. Орфография. Культура речи.

7

6

3

1

18

1

2

4

7 Морфология. Орфография. Культура речи. 8 56 Повторение и систематизация изученного. 4 Итого: 5 14 2 170 2 36

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

8

56

Повторение и систематизация изученного.

4

Итого:

5

14

2

170

2

36

VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА   Организация процесса обучения предполагает применение:  Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык». 5- 9 классы;  учебников: 1) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. 2) Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. 3) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. 4) «Русский язык». 8 кл. авторы Бархударов С.Г. Крючков С.Е., Максимов Ю.Л. и др. 5) «Русский язык». 9 кл. авторы Бархударов С.Г. Крючков С.Е., Максимов Ю.Л. и др.  

VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Организация процесса обучения предполагает применение: 
  • Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык». 5- 9 классы;
  • учебников:
  • 1) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
  • 2) Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
  • 3) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
  • 4) «Русский язык». 8 кл. авторы Бархударов С.Г. Крючков С.Е., Максимов Ю.Л. и др.
  • 5) «Русский язык». 9 кл. авторы Бархударов С.Г. Крючков С.Е., Максимов Ю.Л. и др.
  •  
Перечень учебно-методического обеспечения   Для учителя   1. Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 5 кл. Просвещение. 2. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 5кл. Методические рекомендации Просвещение. 3. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М. Дидактические материалы по русскому языку. 5 кл. Книга для учителя. Просвещение. 4. Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 6 кл . Просвещение 5. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 6кл. Методические рекомендации. Просвещение. 6. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 7кл. Методические рекомендации. Просвещение. 7. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8кл. Методические рекомендации. Просвещение. 8. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 9 кл. Методические рекомендации. Просвещение.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя

 

  • 1. Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 5 кл. Просвещение.
  • 2. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 5кл.
  • Методические рекомендации Просвещение.
  • 3. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М. Дидактические материалы по русскому языку. 5 кл. Книга для учителя. Просвещение.
  • 4. Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 6 кл . Просвещение
  • 5. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 6кл.
  • Методические рекомендации. Просвещение.
  • 6. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 7кл.
  • Методические рекомендации. Просвещение.
  • 7. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8кл.
  • Методические рекомендации. Просвещение.
  • 8. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 9 кл.
  • Методические рекомендации. Просвещение.
Для учащихся   Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 5 кл. Коробкина В.А. Русский язык 5 класс. Тетрадь с печатной основой. – Тобольск: Лава, 2000 Шанский Н.М. В мире слов. - М.: «Просвещение», 1985 Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса. Мультимедийные пособия : «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка» Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»  

Для учащихся  

  • Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 5 кл.
  • Коробкина В.А. Русский язык 5 класс. Тетрадь с печатной основой. – Тобольск: Лава, 2000
  • Шанский Н.М. В мире слов. - М.: «Просвещение», 1985
  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
  • Мультимедийные пособия :
  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

 

Средства обучения   1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала) 2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы) 3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)

Средства обучения

  • 1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)
  • 2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)
  • 3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК   Речь и речевое общение Выпускник научится: •  использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; •  использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; •  соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; •  оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; •  предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

  • Речь и речевое общение
  • Выпускник научится:
  • •  использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • •  использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • •  соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • •  оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • •  предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Речевая деятельность Аудирование Выпускник научится: •  различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; •  понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; •  передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
  • Речевая деятельность

Аудирование

  • Выпускник научится:
  • •  различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
  • •  понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
  • •  передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Чтение Выпускник научится: •  понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); •  использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; •  передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; •  использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; •  отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Чтение

Выпускник научится:

  • •  понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
  • •  использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • •  передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
  • •  использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • •  отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Говорение Выпускник научится: •  создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); •  обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; •  извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; •  соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Говорение

Выпускник научится:

  • •  создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
  • •  обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • •  извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  • •  соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Письмо Выпускник научится: •  создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); •  излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; •  соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Письмо

Выпускник научится:

  • •  создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
  • •  излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
  • •  соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст Выпускник научится: •  анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; •  создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Текст

Выпускник научится:

  • •  анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
  • •  создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка Выпускник научится: •  владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); •  различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

  • •  владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • •  различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
•  создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи); •  оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; •  исправлять речевые недостатки, редактировать текст; •  выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
  • •  создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
  • •  оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • •  исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • •  выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: •  проводить фонетический анализ слова; •  соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; •  извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

  • •  проводить фонетический анализ слова;
  • •  соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
  • •  извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности
Морфемика и словообразование Выпускник научится: •  делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; •  различать изученные способы словообразования; •  анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; •  применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

  • •  делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • •  различать изученные способы словообразования;
  • •  анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • •  применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Лексикология и фразеология Выпускник научится: •  проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; •  группировать слова по тематическим группам; •  подбирать к словам синонимы, антонимы; •  опознавать фразеологические обороты; •  соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; •  использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; •  опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); •  пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

  • •  проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
  • •  группировать слова по тематическим группам;
  • •  подбирать к словам синонимы, антонимы;
  • •  опознавать фразеологические обороты;
  • •  соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • •  использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  • •  опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
  • •  пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология Выпускник научится: •  опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; •  анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; •  употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; •  применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; •  распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Морфология

Выпускник научится:

  • •  опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
  • •  анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
  • •  употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • •  применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
  • •  распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис Выпускник научится: •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; •  анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; •  употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; •  использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Синтаксис

Выпускник научится:

  • •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  • •  анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
  • •  употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • •  использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
  • •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; •  извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

  • •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  • •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  • •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • •  извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Язык и культура Выпускник научится: •  выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; •  приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; •  уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Язык и культура

Выпускник научится:

  • •  выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
  • •  приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • •  уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.