РАБОТА С ТЕКСТОМ
Подготовка к ВПР
Прочитай данные ниже слова, спиши, поставь знак ударение.
Договор, повторит, начала,
красивее, документ, начали,
взяла, приняли, торты, магазин,
брала, положу.
- Прочитай внимательно текст.
- Что хотел сказать автор читателю?
- Определи и запиши основную мысль текста.
(1)У растений есть невидимое, но грозное оружие, какого нет ни у человека, ни у животных: летучие вещества, которые убивают вредных бактерий.
(2)Тайну эту люди раскрыли с помощью простого опыта, который сто лет назад провёл русский учёный Борис Петрович Токин. (3)Он мелко натёр головку лука, поместил пахучую кашицу рядом с дрожжевыми грибками и накрыл стеклянным колпаком. (4)Через день проверил: грибки погибли. (5)Значит, пахучие вещества, которые выделяет лук, поражают грибки на расстоянии! (6)Токин проделал ещё сотни опытов: брал натёртый чеснок, горчичный порошок, молотый перец, а вместо грибков – различные болезнетворные бактерии.
(7) Результат всегда повторялся: пахучие вещества растений убивали грибки и вредные бактерии. (8)Борис Петрович назвал эти вещества фитонцидами: от греческого слова «фитон» — растение и латинского «цедо» — убиваю.
(9)В 1941 году началась Великая Отечественная война. (10)В госпиталях не хватало даже самых простых лекарств и медикаментов. (11)И врачи вспомнили про опыты Токина.
(12) Поднесли к ране кашицу из лука, подержали 10 минут, взяли пробу: в ране почти не осталось микробов! (13)Стоило несколько раз «опарить» луковым лекарством гнойную рану, и она заживала. (14)Средство борьбы с тяжёлым недугом было найдено.
Основная мысль текста.
У растений есть грозное оружие против бактерий – летучие вещества.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
План.
- Невидимое, но грозное оружие растений.
- Опыты учёного Б.П. Токина.
- Средство от тяжёлого недуга.
(1)У растений есть невидимое, но грозное оружие, какого нет ни у человека, ни у животных: летучие вещества, которые убивают вредных бактерий.
(2)Тайну эту люди раскрыли с помощью простого опыта, который сто лет назад провёл русский учёный Борис Петрович Токин. (3)Он мелко натёр головку лука, поместил пахучую кашицу рядом с дрожжевыми грибками и накрыл стеклянным колпаком. (4)Через день проверил: грибки погибли. (5)Значит, пахучие вещества, которые выделяет лук, поражают грибки на расстоянии! (6)Токин проделал ещё сотни опытов: брал натёртый чеснок, горчичный порошок, молотый перец, а вместо грибков – различные болезнетворные бактерии.
(7) Результат всегда повторялся: пахучие вещества растений убивали грибки и вредные бактерии. (8)Борис Петрович назвал эти вещества фитонцидами: от греческого слова «фитон» — растение и латинского «цедо» — убиваю.
(9)В 1941 году началась Великая Отечественная война. (10)В госпиталях не хватало даже самых простых лекарств и медикаментов. (11)И врачи вспомнили про опыты Токина.
(12) Поднесли к ране кашицу из лука, подержали 10 минут, взяли пробу: в ране почти не осталось микробов! (13)Стоило несколько раз «опарить» луковым лекарством гнойную рану, и она заживала. (14)Средство борьбы с тяжёлым недугом было найдено.
- Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
- Как ты понимаешь значение слова «госпиталь» («в госпиталях») из 10-го предложения? Запиши своё объяснение.
(1)Сто лет назад в одном из лесов страшный пожар уничтожил всю растительность. (2)Прошло двадцать лет, а гарь по-прежнему не зарастала. (3)И вдруг однажды весной из-под горелой земли начали пробиваться зелёные ростки.
(4)Местные жители удивлялись: что за таинственный волшебник произвёл эти посадки? (5)Лесоводы туда не заходили. (6)Птицы и звери покинули страшный лес в первый же день пожара. (7)Ближайшие леса находились на значительном расстоянии: значит, ветер тоже не мог занести на гарь семена. (8)Не могла это сделать и вода: рядом не было ни реки, ни ручья.
(9)Наконец выяснили: лес возродился из семян, зарытых в землю белками ещё до пожара! (10)Двадцать восемь лет таились в беличьих кладовых семена хвойного дерева, а когда наступило подходящее время, дали дружные всходы. (11)Секрет оказался простым: белки и другие грызуны запасают только самые отборные семена, иначе семена загниют и зверькам придётся голодать зимой. (12)С тех пор лесоводы постоянно обходят норы и кладовки белок, мышей и других неутомимых собирателей лесного добра. (13)Это самый надёжный способ для получения отборных семян, и запасливые грызуны людей никогда ещё не подводили.
Основная мысль текста.
Запасливые грызуны помогают людям спасать леса.
План.
- Страшный пожар в лесу.
- Откуда посадки? / Загадка лесных посадок.
- Запасливые грызуны – помощники людей. / Помощь грызунов.
( 1)Окраска бабочек часто служит им защитой от хищников. (2)Чаще всего мы видим бабочек с яркой окраской, так как они более заметные. (3)Яркая окраска обычно отпугивает птиц, так как в природе она нередко предупреждает о том, что животное ядовито. (4)Кроме того, яркая окраска может вводить хищников в заблуждение. (5)Например, у бабочки павлиний глаз на каждом крыле – многоцветное пятно, напоминающее глаз крупной птицы.
(6)Но не все бабочки ярко окрашены. (7)Некоторым из них окраска помогает сделаться незаметными. (8)Благодаря ей они как будто сливаются с окружающими растениями. (9)Многие серые и коричневые бабочки со сложенными крыльями похожи на листики или кусочки коры, и птицам их разглядеть непросто.
(10)А есть бабочки «с сюрпризом». (11)Сидит, например, со́вка- ленточница, сложив крылья домиком, на коре дерева – и никто её не видит, как будто на ней шапка-невидимка. (12)Серые крылья с неровным узором сливаются с поверхностью коры. (13)Неожиданно подлетела любопытная птица. (14)Бабочка приподнимает пару верхних крыльев – и на серой коре вдруг вспыхивают алые полосы нижней пары крыльев. (15)Птица шарахается от страха и улетает подальше от опасной добычи.
1) Окраска бабочек часто служит им защитой от хищников. (2)Чаще всего мы видим бабочек с яркой окраской, так как они более заметные. (3)Яркая окраска обычно отпугивает птиц, так как в природе она нередко предупреждает о том, что животное ядовито. (4)Кроме того, яркая окраска может вводить хищников в заблуждение. (5)Например, у бабочки павлиний глаз на каждом крыле – многоцветное пятно, напоминающее глаз крупной птицы.
(6)Но не все бабочки ярко окрашены. (7)Некоторым из них окраска помогает сделаться незаметными. (8)Благодаря ей они как будто сливаются с окружающими растениями. (9)Многие серые и коричневые бабочки со сложенными крыльями похожи на листики или кусочки коры, и птицам их разглядеть непросто.
(10)А есть бабочки «с сюрпризом». (11)Сидит, например, со́вка- ленточница, сложив крылья домиком, на коре дерева – и никто её не видит, как будто на ней шапка-невидимка. (12)Серые крылья с неровным узором сливаются с поверхностью коры. (13)Неожиданно подлетела любопытная птица. (14)Бабочка приподнимает пару верхних крыльев – и на серой коре вдруг вспыхивают алые полосы нижней пары крыльев. (15)Птица шарахается от страха и улетает подальше от опасной добычи.
( 1)Окраска бабочек часто служит им защитой от хищников. (2)Чаще всего мы видим бабочек с яркой окраской , так как они более заметные. (3)Яркая окраска обычно отпугивает птиц, так как в природе она нередко предупреждает о том, что животное ядовито. (4)Кроме того, яркая окраска может вводить хищников в заблуждение. (5)Например, у бабочки павлиний глаз на каждом крыле – многоцветное пятно, напоминающее глаз крупной птицы.
(6)Но не все бабочки ярко окрашены. (7)Некоторым из них окраска помогает сделаться незаметными . (8)Благодаря ей они как будто сливаются с окружающими растениями. (9)Многие серые и коричневые бабочки со сложенными крыльями похожи на листики или кусочки коры, и птицам их разглядеть непросто.
(10)А есть бабочки «с сюрпризом». (11)Сидит, например, со́вка- ленточница, сложив крылья домиком, на коре дерева – и никто её не видит, как будто на ней шапка-невидимка. (12)Серые крылья с неровным узором сливаются с поверхностью коры. (13)Неожиданно подлетела любопытная птица. (14)Бабочка приподнимает пару верхних крыльев – и на серой коре вдруг вспыхивают алые полосы нижней пары крыльев. (15)Птица шарахается от страха и улетает подальше от опасной добычи.
- Объясните значение данных слов .
Хищник – это …
Лесовод - это …
Госпиталь – это ….
Запиши синонимы к словам.
Яркий - … , тяжёлый - …,
отборные - … .
(1)Птиц много разных. (2)Во всём мире их тысяч десять, а в нашей стране – около восьмисот видов. (3)Стал я прикидывать в уме, какая птица самая красивая, самая быстролётная, самая искусная в гнездостроении... (4)И кто же из них самаясамая?
(5)Стал думать, кто у нас самый лучший летун. (6)Стриж и сокол очень быстры, слов нет! (7)А ласточки такие ловкие в воздухе, что ловят невидимых нашему глазу мошек и пьют на лету воду из реки, даже крылышек не замочат! (8)Орлы же и грифы могут часами кружить в воздухе, покачивая тяжёлыми крыльями. (9)Стал раздумывать насчёт мастеров строить гнездо – совсем растерялся. (10)Иволгино гнездо – верх искусства: висит в воздухе лёгкая люлечка из травинок, стебельков, берёзовой кожурки. (11)Ласточкино гнездо посмотришь – тоже удивленье: до чего ловко слеплено из земли и глинки гденибудь на высокой скале над пропастью! (12)А у ремеза-синички – прямо сказочный теремок: рукавичка из растительного пуха к тростнику подвешивается!
(13)Думал я, думал и понял, что никаких самых среди птиц нет. (14)Каждая птичка – самая-самая на нашей планете Земля. (15)Каждая птичка – своего рода маленькое совершенство.
Основная мысль текста.
Каждая птичка – самая-самая, своего рода маленькое совершенство на нашей планете Земля.
План.
- В мире много разных птиц.
2. Какая птица самая лучшая?
3. Каждая птица – маленькое совершенство