СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу по теме :"Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"»

Развитие функциональной грамотности на уроках математики  в начальной школе Учитель начальных классов КГУ «Баталинская ОШ» отдела образования акимата Тарановского района Вицкая Оксана Анатольевна

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Учитель начальных классов КГУ «Баталинская ОШ»

отдела образования акимата Тарановского района

Вицкая Оксана Анатольевна

 Что же такое «функциональная грамотность»? способность использовать все, постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки, для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Что же такое «функциональная грамотность»?

  • способность использовать все, постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки, для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Математическая грамотность Средства развития математической грамотности способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину практико-ориентированный подход;  дифференцированный подход;  развивающий и системно-деятельностный подходы.

Математическая грамотность

Средства развития математической грамотности

  • способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
  • практико-ориентированный подход;

  • дифференцированный подход;

  • развивающий и системно-деятельностный подходы.
Умения, применительно к математическому содержанию: Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы) Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом; (3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный) Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы) Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы) Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке) Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)

Умения, применительно к математическому содержанию:

  • Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы)
  • Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом; (3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный)
  • Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)
  • Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)
  • Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)
  • Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)

Компетентностно-ориентированные задания

  • Характеристика задания № 2
  • Класс:  1
  • Раздел:  «Арифметические действия»
  • Умение:  выполнять устно сложение, вычитание однозначных чисел
  • Компетентность:  самоорганизационная
  • Аспект:  идентификация проблемы
  • Уровень:  I
  • Источник:  справка, текст задания
  • Текст задания:
  • Стимул:  Катя купила в магазине мороженое для вех членов семьи и убрала его в холодильник.
  • Задачная формулировка:  Дома Коля увидел в холодильнике мороженое и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без мороженого? Обведи верный ответ.
  • А – 1 Б – 2 В – 3 Г – 4 Д – 5
  • Справка:
  • Члены семьи: мама, папа, бабушка, Катя, Коля.
  • Инструмент проверки (ключ):
  • 1 балл – Верно выбран вариант ответа Б.
  • 0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.
  • Характеристика задания № 1
  • Класс:  1
  • Раздел:  «Числа и величины»
  • Умение:  составлять числовую последовательность по самостоятельно выбранному правилу
  • Компетентность:  информационная
  • Аспект:  извлечение первичной информации
  • Уровень:  I
  • Источник:  текст задания
  • Текст задания:
  • Стимул:  Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16.
  • Задачная формулировка:  Какие ступеньки перепрыгнул Петя? Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.
  • А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
  • Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15
  • В – 2, 5, 8, 11, 14
  • Г – 1, 4, 7, 10, 13,16
  • Д – нет верной последовательности
  • Инструмент проверки (ключ):
  • 1 балл – Выбрана последовательность Б
  • 0 баллов – Выбраны другие последовательности
Компетентностно-ориентированные задания Характеристика задания № 4 Класс:   1 Раздел:  «Работа с текстовыми задачами» Умение:  устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом Компетентность:  самоорганизационная Аспект:  идентификация проблемы Уровень:  I Источник:  текст задания Текст задания: Стимул:  У Пети намокла тетрадь по математике, и он не смог решить задачу, так как некоторых данных в условии не было видно. Задачная формулировка:  Помоги Пете решить задачу: «В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале. Сколько карандашей в пенале?» Выбери предложения, которыми можно дополнить условие задачи. Обведи букву верного предложения. А – В пенале 7 карандашей. Б – В пенале на 6 карандашей меньше. В – В коробке 9 карандашей. Г – Ни одно предложение не подходит. Инструмент проверки (ключ): 1 балл – Верно выбран вариант ответа В. 0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.

Компетентностно-ориентированные задания

  • Характеристика задания № 4
  • Класс:   1
  • Раздел:  «Работа с текстовыми задачами»
  • Умение:  устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом
  • Компетентность:  самоорганизационная
  • Аспект:  идентификация проблемы
  • Уровень:  I
  • Источник:  текст задания
  • Текст задания:
  • Стимул:  У Пети намокла тетрадь по математике, и он не смог решить задачу, так как некоторых данных в условии не было видно.
  • Задачная формулировка:  Помоги Пете решить задачу: «В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале. Сколько карандашей в пенале?» Выбери предложения, которыми можно дополнить условие задачи. Обведи букву верного предложения.
  • А – В пенале 7 карандашей.
  • Б – В пенале на 6 карандашей меньше.
  • В – В коробке 9 карандашей.
  • Г – Ни одно предложение не подходит.
  • Инструмент проверки (ключ):
  • 1 балл – Верно выбран вариант ответа В.
  • 0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.
Логическая грамотность В 1-х и 2-х классах, обучение проводится по следующей тематике: «Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый» «Прием сравнения, выделение свойств предметов». «Прием сравнения, существенные и несущественные свойства». «Высказывания» (истинные, ложные). «Прием классификации». «Прием анализа и синтеза». «Прием обобщения». Примеры: Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой: 53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44 По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:   10, 30, 50, 70 …   14, 34, 54, 74 …

Логическая грамотность

  • В 1-х и 2-х классах, обучение проводится по следующей тематике:
  • «Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»
  • «Прием сравнения, выделение свойств предметов».
  • «Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».
  • «Высказывания» (истинные, ложные).
  • «Прием классификации».
  • «Прием анализа и синтеза».
  • «Прием обобщения».
  • Примеры:
  • Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

  • По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:
  •   10, 30, 50, 70 …
  •   14, 34, 54, 74 …
Задания, развивающие логическое и абстрактное мышление Назовите свойства кубика (маленький, цветной, пластмассовый) Сравните кубик с этими предметами. Какой он? (твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий)

Задания, развивающие логическое и абстрактное мышление

  • Назовите свойства кубика
  • (маленький, цветной, пластмассовый)

Сравните кубик с этими предметами. Какой он?

(твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий)

Задания, развивающие логическое и абстрактное мышление Сравните три предмета: линейку, треугольник и карандаш – и выделите общие и отличительные свойства. Общие свойства: сделаны из дерева, используются для черчения Отличительные свойства – форма предметов и размер Каких предметов больше? Каких меньше? Назовите свойства любого предмета. Назовите предмет с таким же свойством.

Задания, развивающие логическое и абстрактное мышление

  • Сравните три предмета: линейку, треугольник и карандаш – и выделите общие и отличительные свойства.
  • Общие свойства: сделаны из дерева, используются для черчения
  • Отличительные свойства – форма предметов и размер

Каких предметов больше? Каких меньше?

Назовите свойства любого предмета.

Назовите предмет с таким же свойством.

 Нестандартные задачи В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Нестандартные задачи

  • В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Занимательные задачи

При решении занимательных задач преследуются следующие цели:

  • 1 класс:   1.Расставить 6 книг на две полки так, чтобы на одной было на 2 книги больше, чем на  другой.(4 и 2)
  •   2. В люстре 5 лампочек. Через некоторое время 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек  придется заменить?
  • 2 класс:
  •    1. В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные) 
  •   2. В парке 4 зеленых и коричневые скамейки. Зеленых скамеек больше.  Сколько скамеек каждого цвета? (3 зеленые  и  1 коричневая) 
  • формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
  • развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
  • поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
  • развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
  • подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).
Задания для развития логического мышления: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

Задания для развития логического мышления:

  • логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Качество знаний по «Математике»  в 1 классе за 2016-2017 учебный год Период Общий % успеваемости 3 четверть Качественный % успеваемости 100 4 четверть 100 66.7 Год 83.3 100 83.3

Качество знаний по «Математике» в 1 классе за 2016-2017 учебный год

Период

Общий % успеваемости

3 четверть

Качественный % успеваемости

100

4 четверть

100

66.7

Год

83.3

100

83.3

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!