СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики и окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

о том, какие задания можно использовать для формирования функциональной грамоты на уроках математики и окружающего мира в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики и окружающего мира"»

Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках математики и окружающего мира в начальной школе Презентацию подготовила Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана РХ Герасименко Галина Николаевна

Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках математики и окружающего мира в начальной школе

Презентацию подготовила

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана РХ

Герасименко Галина Николаевна

Функционально грамотная личность – это человек,  ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.  

Функционально грамотная личность – это человек,

ориентирующийся в мире, человек

самостоятельный, познающий и умеющий жить

среди людей, обладающий определёнными

качествами, ключевыми компетенциями.  

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости , практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Учебный предмет “Математика”

предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости ,

практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Формы функциональной грамотности

Общая грамотность

  • Считать без калькулятора Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. Написать сочинение, реферат
  • Считать без калькулятора
  • Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.
  • Написать сочинение, реферат

Коммуникативная

  • Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия Расположить к себе других людей.
  • Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия
  • Расположить к себе других людей.

Информационная

  • Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов. Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). Читать чертежи, схемы, графики.
  • Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.
  • Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).
  • Читать чертежи, схемы, графики.

Компьютерная

  • Искать информацию в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой. Создавать и распечатывать тексты
  • Искать информацию в сети Интернет.
  • Пользоваться электронной почтой.
  • Создавать и распечатывать тексты

Грамотность при решении бытовых проблем

  • Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах). Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями. Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
  • Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах).
  • Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.
  • Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики.   Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Логические задания на уроках математики

Логические задания на уроках математики

     

 

 

 

Логические задачи

Логические задачи

Домики  Дорисуй в пустых клетках предметы таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбике было по 5 разных предмета .

Домики

Дорисуй в пустых клетках предметы таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбике было по 5 разных предмета .

 Составь из палочек геометрическую фигуру.  Переложи три палочки таким образом, чтобы  получилось 7 квадратов

Составь из палочек геометрическую фигуру.

Переложи три палочки таким образом, чтобы

получилось 7 квадратов

 Нестандартные задачи

Нестандартные задачи

Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой: 53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44 По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:   10, 30, 50, 70 …   14, 34, 54, 74 …

Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

По какому правилу записан каждый ряд чисел?

Продолжи его:

  10, 30, 50, 70 …

  14, 34, 54, 74 …

1. Логические задачи. В  клетке  находились  3 попугая. Трое  ребят  купили  по  одному  из этих  попугаев, и  один  попугай  остался  в  клетке. Как  это  могло    случиться? 2. Задачи, связанные с величинами. Слонёнок заболел. Для его лечения требуется ровно 2 л сока, а у доктора Айболита есть только полная пятилитровая банка с соком и пустая трёхлитровая банка. Как Айболиту отмерить ровно 2 л сока? 3. Расстановки. Задачи на промежутки. Как  расставить  5  кубиков  в  2  ряда  так, чтобы  в  каждом  ряду  было  по  3  кубика? Нарисуй. 4. Задачи-шутки. На  дереве  сидели  10 птиц. Охотник  выстрелил  и  подстрелил одну  птицу. Сколько  птиц  осталось  на  дереве? 5. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. У Оли и Коли 8 орехов. Сколько орехов у каждого, если у Коли на 2 ореха больше? 6. Задачи на планирование действий. Хотят поскорее поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь 2 ломтика, причем на поджаривание одной стороны ломтика затрачивается 1 мин. Как поджарить с обеих сторон все 3 ломтика хлеба за 3 мин?

1. Логические задачи.

В  клетке  находились  3 попугая. Трое  ребят  купили  по  одному  из этих  попугаев, и  один  попугай  остался  в  клетке. Как  это  могло    случиться?

2. Задачи, связанные с величинами.

Слонёнок заболел. Для его лечения требуется ровно 2 л сока, а у доктора Айболита есть только полная пятилитровая банка с соком и пустая трёхлитровая банка. Как Айболиту отмерить ровно 2 л сока?

3. Расстановки. Задачи на промежутки.

Как  расставить  5  кубиков  в  2  ряда  так, чтобы  в  каждом  ряду  было  по  3  кубика? Нарисуй.

4. Задачи-шутки.

На  дереве  сидели  10 птиц. Охотник  выстрелил  и  подстрелил одну  птицу. Сколько  птиц  осталось  на  дереве?

5. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

У Оли и Коли 8 орехов. Сколько орехов у каждого, если у Коли на 2 ореха больше?

6. Задачи на планирование действий.

Хотят поскорее поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь 2 ломтика, причем на поджаривание одной стороны ломтика затрачивается 1 мин. Как поджарить с обеих сторон все 3 ломтика хлеба за 3 мин?

Задания В магазине Совунья купила кашу. Каша изображена на рисунке. по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики Вопрос А: Из какой крупы приготовлена эта каша? Подчеркни номер верного ответа. А. из овсяных хлопьев Б. из овсяных хлопьев с клюквой В. из овсяных хлопьев с клюквой и со сливками Г. из овса Вопрос В: Как правильно сказать? А. эта каша из фруктов Б. эта каша из злаков и фруктов Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги

Задания

В магазине Совунья купила кашу.

Каша изображена на рисунке.

по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики

Вопрос А: Из какой крупы приготовлена эта каша?

Подчеркни номер верного ответа.

А. из овсяных хлопьев

Б. из овсяных хлопьев с клюквой

В. из овсяных хлопьев с клюквой и со сливками

Г. из овса

Вопрос В: Как правильно сказать?

А. эта каша из фруктов

Б. эта каша из злаков и фруктов

Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги

В автобус помещается 45 пассажиров. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 235 пассажиров?
  • В автобус помещается 45 пассажиров. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 235 пассажиров?
Друзья помогли Кар-Карычу расставить цветы под систему освещения. Чтобы специальные лампы стали освещать цветы, нужно чтобы нагрелась обычная лампа. Кар-Карыч заметил, что специальная лампа не освещает цветы. Помоги ему понять, в чём проблема. Обведи букву выбранного ответа. А. Кар-Карыч не ввернул обычную лампу Б. Шнур к лампе порвался В. Кар-Карыч забыл включить вилку в розетку Г. Кар-Карыч отсоединил специальную лампу Д. Шнур от розетки порван Грамотность при решении бытовых проблем

Друзья помогли Кар-Карычу расставить цветы под систему освещения. Чтобы специальные лампы стали освещать цветы, нужно чтобы нагрелась обычная лампа. Кар-Карыч заметил, что специальная лампа не освещает цветы. Помоги ему понять, в чём проблема.

Обведи букву выбранного ответа.

А. Кар-Карыч не ввернул обычную лампу

Б. Шнур к лампе порвался

В. Кар-Карыч забыл включить вилку в розетку

Г. Кар-Карыч отсоединил специальную лампу

Д. Шнур от розетки порван

Грамотность при решении бытовых проблем

Копатыч хочет навестить своего приятеля. Он проплывёт мимо нескольких островов. Копатыч решил посмотреть данные о погоде на островах на предстоящую неделю. Помоги ему определить остров, на котором жители будут носить меньше всего одежды. Обведи букву выбранного ответа. А. 1-й остров  Б. 2-й остров  В. 3-й остров  Г. 4-й остров Информационная грамотность: читать чертежи, схемы, графики, диаграммы

Копатыч хочет навестить своего приятеля. Он проплывёт мимо нескольких островов. Копатыч решил посмотреть данные о погоде на островах на предстоящую неделю. Помоги ему определить остров, на котором жители будут носить меньше всего одежды.

Обведи букву выбранного ответа.

А. 1-й остров Б. 2-й остров В. 3-й остров Г. 4-й остров

Информационная грамотность:

читать чертежи, схемы, графики, диаграммы

Диагностика формирования функциональной грамотности по математике  1 полугодие 2 класс Диагностика формирования функциональной грамотности младших школьников 1.Пин нанимает повара по имени Кок на свой корабль. Он решил составить для Кока памятку на карточках. В первой памятке Пин написал о времени приготовления блюд в микроволновой печи (памятка 1). Помощник Пина решил тоже помочь новому повару. Он повесил свою памятку (памятка 2).  Памятка 1 Памятка 2 1 мин 2 мин суп курица 4 мин каша 3 мин чай 2 мин 1 мин 3 мин 4 мин Помоги повару Коку определить, что обозначает круг в центре? Обведи букву выбранного ответа. А. суп   Б. чай   В. каша   Г. курица 2. Пин поручил повару Коку сходить в магазин за продуктами. Пин попросил купить колбасы. Какие единицы измерения понадобятся повару для покупки колбасы? Обведи буквы выбранных ответов. А. килограмм Б. дециметр В. Сантиметр Г. грамм

Диагностика формирования функциональной грамотности по математике

1 полугодие 2 класс

Диагностика формирования

функциональной грамотности

младших школьников

1.Пин нанимает повара по имени Кок на свой корабль. Он решил составить для Кока памятку на карточках. В первой памятке Пин написал о времени приготовления блюд в микроволновой печи (памятка 1). Помощник Пина решил тоже помочь новому повару. Он повесил свою памятку (памятка 2).

Памятка 1 Памятка 2

1 мин

2 мин

суп

курица

4 мин

каша

3 мин

чай

2 мин

1 мин

3 мин

4 мин

Помоги повару Коку определить, что обозначает круг в центре? Обведи букву выбранного ответа.

А. суп Б. чай В. каша Г. курица

2. Пин поручил повару Коку сходить в магазин за продуктами. Пин попросил купить колбасы. Какие единицы измерения понадобятся повару для покупки колбасы? Обведи буквы выбранных ответов.

А. килограмм Б. дециметр В. Сантиметр Г. грамм

Решение задач с недостающими или лишними данными.  Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?  Изменение вопроса задачи. У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли? Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

Решение задач с недостающими или лишними данными. Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?

Изменение вопроса задачи.

У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

1. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: а) с помощью отрезков. Лягушка  встречала  гостей. Лиса  пришла  раньше  Медведя, Волк  позже  Зайца, Медведь  раньше  Зайца, Сорока  позже  Волка. Кто  пришёл  раньше  всех?  Кто  пришёл  позже  всех? В  каком  порядке  приходили  гости? (обозначь на отрезке) б) с помощью рисунка. На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке? в) с помощью чертежа. Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.

1. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

Лягушка  встречала  гостей. Лиса  пришла  раньше  Медведя, Волк  позже  Зайца, Медведь  раньше  Зайца, Сорока  позже  Волка.

Кто  пришёл  раньше  всех?  Кто  пришёл  позже  всех? В  каком  порядке  приходили  гости? (обозначь на отрезке)

б) с помощью рисунка.

На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

в) с помощью чертежа.

Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.

 «Окружающий мир»   20

«Окружающий мир»

20

  Использование кроссвордов,  ребусов на уроках активизирует познавательную активность учащихся  лиса 20

Использование кроссвордов, ребусов на уроках активизирует познавательную активность учащихся

лиса

20

Использование  информационно – коммуникационных технологий    на различных этапах урока позволяет:   овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. 20

Использование  информационно – коммуникационных технологий   на различных этапах урока позволяет:

  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

20

Подготовка дополнительного материала к урокам в форме сообщений 20

Подготовка дополнительного материала к урокам в форме сообщений

20

Групповая работа как средство формирования функциональной грамотности Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала  20

Групповая работа как средство формирования функциональной грамотности

Цель групповой работы:

активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

20

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания . Дифференцированная  - выполнение различных заданий разными группами 20

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания .

Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами

20

Ролевые функции в группах чтец секретарь Хроно метрист докладчик 20

Ролевые функции

в группах

чтец

секретарь

Хроно

метрист

докладчик

20

Групповая работа развивает 20

Групповая работа развивает

20

 Положительные моменты  групповой работы эмоциональная поддержка; нет давящего авторитета учителя; основа «умения учиться»; сочетание на уроке «обучения» и «воспитания»; человеческие и деловые отношения . 20

Положительные моменты групповой работы

эмоциональная поддержка;

нет давящего авторитета учителя;

основа «умения учиться»;

сочетание на уроке «обучения» и «воспитания»;

человеческие и деловые отношения .

20

Групповую работу использую на разных этапах уроков окружающего мира, в проектной деятельности по предмету 20

Групповую работу

использую

на разных этапах уроков окружающего мира,

в проектной деятельности по предмету

20

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .   20

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .

20

Учебный проект    совместная учебно-познавательная, исследовательская,  творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта 20

Учебный проект совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

20

ПРОЕКТ Ключевые моменты роблема азнообразные способы её решения сновополагающий вопрос динство целей и задач онкретные результаты исследования ворческий подход 20

ПРОЕКТ

Ключевые моменты

роблема

азнообразные способы её решения

сновополагающий вопрос

динство целей и задач

онкретные результаты исследования

ворческий подход

20

Проектирование Поиск информации Проблема Проблема Проект - это 6

Проектирование

Поиск информации

Проблема

Проблема

Проект - это 6 "П"

Продукт

Презентация

Портфолио

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные ; по количеству участников – индивидуальные, парные и групповые; по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, научная статья, пакет рекомендаций, поделка, серия иллюстраций, мультимедийный продукт и т.д.

Классификация проектов

  • по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
  • по продолжительности - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные ;
  • по количеству участников – индивидуальные, парные и групповые;
  • по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, научная статья, пакет рекомендаций, поделка, серия иллюстраций, мультимедийный продукт и т.д.
Проектная деятельность  один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.  Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: коммуникативные, образовательные, воспитательные, развивающие.

Проектная деятельность

один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:

коммуникативные,

образовательные,

воспитательные,

развивающие.

Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире. Все методы, используемые на уроках окружающего мира, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.   20

Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.

Все методы, используемые на уроках окружающего мира, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

20

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!