Тарасова В.Н. учитель начальных классов, МБОУ СОШ №16, п. Тульского
Цели ФГОС
начального
образования по
литературному
чтению
Основные цели
Приоритетная
цель
Овладение базовыми
навыками чтения
Развитие
творческих и
познавательных
способностей
Обогащение
нравственного
опыта
Формирование
читательской
компетентности
«Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Л.С. Выготский
Компьютер, телефон и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.
Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг - одна и главных задач педагога.
1.Развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности
2. Развитие читательской компетентности учащихся
через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации
3.Стимулирование творчества детей
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности.
В нашей школе внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:
1). Духовно – нравственное направление;
2). Социальное направление;
3). Общеинтеллектуальное направление;
4). Общекультурное направление;
5). Спортивно – оздоровительное направление.
«Литературная гостиная».
Занятия проводятся на базе районной библиотеки. В основу программы легла творческая деятельность, в сочетании с играми и элементами арт-терапии. Программа реализуется посредством включения в совместную творческую деятельность по освоению литературной культуры своего народа и знакомство с литературой других народов.
Во внеурочной деятельности у нас есть возможность выйти за рамки школьной программы по литературе и познакомить учащихся с новинками детской литературы, яркими и красочными книгами, современными героями. Происходит знакомство с выбранной книгой, ее чтение, обсуждение.
ТРИЗ
1). Развитие мелкой моторики;
2). Развитие логики через раскрашивание, обведение рисунков - прописей, прохождение лабиринтов, разгадывание кроссвордов и ребусов;
3). Особый интерес вызывает складывание сказочных пазлов;
4). В процессе занятий используются игры, «Из какой сказки персонаж?», «Крокодил», «Отгадай загадку», «Кто играет в прятки?», проводятся соревнования по командам, литературные часы «Книга месяца», устраиваются кукольные представления по сказкам. Ведется доска «Посоветуй книгу другу».
Формы внеклассных занятий:
- занятие–диспут;
- занятие–спектакль;
- занятие–праздник;
- занятие–интервью;
- интегрированное занятие;
- конференция;
- устный журнал;
- конкурсы;
- литературные встречи;
- литературная гостиная;
- литературный ринг.
Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика.
«Чтение – это один из способов мышления и умственного развития, так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!»
В.А. Сухомлинский