СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Решение задач при помощи дробных рациональных уравнений", 9 КЛАСС

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Решение задач при помощи дробных рациональных уравнений" дает возможность понять общие правила и алгоритм решения задач на разные виды движения, на совместную работу и др.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Решение задач при помощи дробных рациональных уравнений", 9 КЛАСС»

Проверка выполнения  домашнего задания МОЛОДЦЫ!

Проверка выполнения домашнего задания

МОЛОДЦЫ!

1. Повторение 1. Какие из представленных ниже уравнений дробные рациональные? Вопрос: 1) - = 2,5   3) =       4) - = 7х+3 = 0,5х (х-21) Учащиеся отвечают на вопрос и объясняют почему. Есть анимация. Ответы появляются по щелчку. Ответ : 1, 3

1. Повторение

1. Какие из представленных ниже уравнений дробные рациональные?

Вопрос:

1) - = 2,5

 

3) =

 

 

 

4) - = 7х+3

= 0,5х (х-21)

Учащиеся отвечают на вопрос и объясняют почему. Есть анимация. Ответы появляются по щелчку.

Ответ : 1, 3

1. Повторение  ( работа с учебником ) Вопрос:  Какое уравнение называется дробным рациональным? Левая или правая части уравнения являются рациональными дробными выражениями. Слайд можно использовать при работе с интерактивной доской. Есть анимация. Правило появляется по щелчку.

1. Повторение ( работа с учебником )

Вопрос:

Какое уравнение называется дробным рациональным?

Левая или правая части уравнения являются рациональными дробными выражениями.

Слайд можно использовать при работе с интерактивной доской. Есть анимация. Правило появляется по щелчку.

 1) Верно ли решены уравнения?                                       А)    х 1 =1, х 2 =4   Ответ: нет, корень х=1 - посторонний    Б)  х=1            Ответ: нет, есть еще один корень Х=2

1) Верно ли решены уравнения?

А) х 1 =1, х 2 =4

Ответ: нет, корень х=1 - посторонний

Б) х=1

Ответ: нет, есть еще один корень Х=2

   2) Найти общий знаменатель дробей в каждом из уравнений:   а) ответ 5х-2 или 2-5х ответ у²-4 б)   в) ответ: х(х+2) Проверка решения задач № 619 Один из лыжников прошел расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой. Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью на 2 км/ч большей, чем другой.

2) Найти общий знаменатель дробей в каждом из уравнений:

а)

ответ 5х-2 или 2-5х

ответ у²-4

б)

в)

ответ: х(х+2)

Проверка решения задач

619 Один из лыжников прошел расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой.

Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью на

2 км/ч большей, чем другой.

120 км  № 618. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 час раньше. Найдите скорость каждого автомобиля. Математическая модель Пусть V 1 =x км/ч, тогда V 2 =х+20 км/ч Так как 1-ый пришел на 1 час раньше 2-ого, то составим уравнение: Г О Р О Д Глава III, 9 класс. 9.2 Физика Задача 9.2.38 Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике ля профильных классов. 7-11 классы/ Под ред. И.Л. Бродского. М.: АРКТИ, 2004. – 140с. С Е Л О

120 км

618. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 час раньше. Найдите скорость каждого автомобиля.

Математическая модель

Пусть V 1 =x км/ч, тогда V 2 =х+20 км/ч

Так как 1-ый пришел на 1 час раньше 2-ого, то составим уравнение:

Г О Р О Д

Глава III, 9 класс. 9.2 Физика Задача 9.2.38

Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике ля профильных классов. 7-11 классы/ Под ред. И.Л. Бродского. М.: АРКТИ, 2004. – 140с.

С Е Л О

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений

  Если хотите научиться плавать,  то смело входите в воду, а если  хотите научиться решать задачи,  то решайте их.   Д. Пойа

Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. Д. Пойа

Цели урока: Знать:  алгоритм решения задач при помощи дробных рациональных уравнений ;  Уметь:  правильно оперировать  полученными знаниями, применяя их при решении задач.

Цели урока:

Знать:

алгоритм решения задач

при помощи

дробных рациональных уравнений ;

Уметь:

правильно оперировать

полученными знаниями,

применяя их при решении задач.

 Личностные :  развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи;  развитие логического мышления, памяти;  привитие чувства ответственности, веры в свои силы;  развитие чувства коллективизма;  формирование умения фиксировать свои успехи и гордиться ими .   Метапредметные :  развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;  формировать умение структурировать информацию;  развивать умение находить информацию в разных источниках.   Предметные :  закрепить понятие дробных рациональных уравнений, алгоритм решения дробных рациональных уравнений;  сформировать умение решать задачи разных типов при помощи дробных рациональных уравнений; добиться усвоения алгоритма решения задач;  научить составлять математическую модель задачи; сформировать четкое понимание связей между величинами в задачах на движение, совместную работу и задачах подобного типа.
  • Личностные : развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи; развитие логического мышления, памяти; привитие чувства ответственности, веры в свои силы; развитие чувства коллективизма; формирование умения фиксировать свои успехи и гордиться ими . Метапредметные : развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; формировать умение структурировать информацию; развивать умение находить информацию в разных источниках. Предметные : закрепить понятие дробных рациональных уравнений, алгоритм решения дробных рациональных уравнений; сформировать умение решать задачи разных типов при помощи дробных рациональных уравнений; добиться усвоения алгоритма решения задач; научить составлять математическую модель задачи; сформировать четкое понимание связей между величинами в задачах на движение, совместную работу и задачах подобного типа.
Решение задач  с помощью дробных рациональных уравнений  Подготовили: Кекул Артем, Гузенко Марина 6

Решение

задач

с помощью дробных рациональных уравнений

Подготовили: Кекул Артем, Гузенко Марина

6

Движение с учетом ветра Наполнение бассейна 14

Движение с учетом ветра

Наполнение бассейна

14

1.1 Задачи на движение s v 1 v 1 v 1 v 1 v 1 v 1 v 1 v 1 t 1 А В v 2 v 2 v 2 v 2 t 2 s 2 s 1 А В Есть анимация. По щелчку. v 2 v 2 v 1 v 1 t t 14

1.1 Задачи на движение

s

v 1

v 1

v 1

v 1

v 1

v 1

v 1

v 1

t 1

А

В

v 2

v 2

v 2

v 2

t 2

s 2

s 1

А

В

Есть анимация. По щелчку.

v 2

v 2

v 1

v 1

t

t

14

1.1 Задачи на движение Чтение задачи Запись условия задачи   Объект (Ситуация) 1 Скорость, км/ч Объект (Ситуация) 2 Время, Расстояние, ч км На слайде сделана анимация. Материал появляется поэтапно по щелчку. Составляем уравнение: 16

1.1 Задачи на движение

Чтение задачи

Запись условия задачи

 

Объект (Ситуация) 1

Скорость,

км/ч

Объект (Ситуация) 2

Время,

Расстояние,

ч

км

На слайде сделана анимация. Материал появляется поэтапно по щелчку.

Составляем уравнение:

16

1.2 Задачи на движение по воде В задачах при движении по воде используются четыре вида скорости. Внимание: V лодки = V по озеру Собственная скорость (лодки, катера, теплохода…). Скорость течения реки. Скорость по течению реки. Скорость против течения реки. Есть анимация. Правило появляется поэтапно по щелчку. V плота = V течения реки 17

1.2 Задачи на движение по воде

В задачах при движении по воде используются четыре вида скорости.

Внимание:

V лодки = V по озеру

  • Собственная скорость (лодки, катера, теплохода…).
  • Скорость течения реки.
  • Скорость по течению реки.
  • Скорость против течения реки.

Есть анимация. Правило появляется поэтапно по щелчку.

V плота = V течения реки

17

1.3 Задачи на движение по воде За переменную принимают скорость течения реки или скорость лодки , обычно то, что нужно найти в задаче.   Скорость, По течению реки Время, Против течения реки км/ч Расстояние, Собственная ч Течение км Есть анимация. Правило появляется поэтапно по щелчку.

1.3 Задачи на движение по воде

За переменную принимают скорость течения реки или скорость лодки , обычно то, что нужно найти в задаче.

 

Скорость,

По течению реки

Время,

Против течения реки

км/ч

Расстояние,

Собственная

ч

Течение

км

Есть анимация. Правило появляется поэтапно по щелчку.

1.3 Задачи на совместную работу   Производительность, Объект (Ситуация) 1 … /… Объект (Ситуация) 2 Время, Вместе … Работа, … Слайд можно использовать при работе с интерактивной доской. Учащиеся формулируют алгоритм решения задачи. Один у доски, остальные помогают с места.

1.3 Задачи на совместную работу

 

Производительность,

Объект (Ситуация) 1

/…

Объект (Ситуация) 2

Время,

Вместе

Работа,

Слайд можно использовать при работе с интерактивной доской. Учащиеся формулируют алгоритм решения задачи. Один у доски, остальные помогают с места.

 Алгоритм решения задач   I условие Скорость, V 1  II условие км/ч Время, V 2 ч t 1 Расстояние, км t 2 S 1 S 2 Выбираем переменную величину. Заполняем таблицу. Составляем уравнение и решаем. Проверяем корни уравнения ( убираем те, которые не удовлетворяют условию задачи ). 5.Делаем дополнительные действия или пишем ответ ( читаем, что нужно найти в задаче ). Основная формула используемая в задачах, s= vt Есть анимация. Правило появляется поэтапно по щелчку. v -скорость ( км/ч ; м/сек) t - время ( ч; мин; сек) s - пройденный путь (км; м)

Алгоритм решения задач

 

I условие

Скорость,

V 1

II условие

км/ч

Время,

V 2

ч

t 1

Расстояние,

км

t 2

S 1

S 2

  • Выбираем переменную величину.
  • Заполняем таблицу.
  • Составляем уравнение и решаем.
  • Проверяем корни уравнения

( убираем те, которые не удовлетворяют условию задачи ).

5.Делаем дополнительные действия или пишем ответ

( читаем, что нужно найти в задаче ).

Основная формула используемая в задачах,

s= vt

Есть анимация. Правило появляется поэтапно по щелчку.

v -скорость ( км/ч ; м/сек)

t - время ( ч; мин; сек)

s - пройденный путь (км; м)

Очень часто основу уравнения составляет условие , которое накладывается на величины .  Алгоритм решения задач   I условие Скорость,  II условие V 1 км/ч Время, Расстояние, V 2 t 1 ч км t 2 S 1 S 2 Всего (вместе) На … меньше  (больше) Используем связи величин в таблице:  если    то умножаем; если    то делим   значения величин в строке Есть анимация. Пояснение появляется по щелчку. Сравниваем (величины равны)

Очень часто основу уравнения составляет условие , которое накладывается на величины .

Алгоритм решения задач

 

I условие

Скорость,

II условие

V 1

км/ч

Время,

Расстояние,

V 2

t 1

ч

км

t 2

S 1

S 2

Всего (вместе)

На … меньше

(больше)

Используем связи величин в таблице:

если то умножаем;

если то делим значения величин в строке

Есть анимация. Пояснение появляется по щелчку.

Сравниваем (величины равны)

Ключ к тесту № варианта Вариант 1 1 2) Вариант 2 1) 3) 2 3 1) 4) 4 -9; 1  2) 5 х≠1 2; -1 у≠0; у≠-2

Ключ к тесту

№ варианта

Вариант 1

1

2)

Вариант 2

1)

3)

2

3

1)

4)

4

-9; 1

2)

5

х≠1

2; -1

у≠0; у≠-2

Алгоритм решения задач:  1.Читаем задачу несколько раз; 2. Составляем краткую запись (таблицу; 3. Составляем математическую модель задачи; 4. Работаем с составленной моделью; 5. Отвечаем на вопрос задачи (записываем ответ).  ОТДОХНЕМ!

Алгоритм решения задач:

1.Читаем задачу несколько раз;

2. Составляем краткую запись (таблицу;

3. Составляем математическую модель задачи;

4. Работаем с составленной моделью;

5. Отвечаем на вопрос задачи

(записываем ответ).

ОТДОХНЕМ!

5. Подводим итоги урока Какие виды задач мы с вами разобрали на уроке? Повторите алгоритм решения задач. Какие особенности ( или закономерности) встретились нам при решении задач? Ответь : Есть анимация. Вопросы появляются поэтапно по щелчку. Справа на слайде расположены гиперссылки на слайды, где можно проверить, как учащиеся усвоили материал на уроке.

5. Подводим итоги урока

  • Какие виды задач мы с вами разобрали на уроке?
  • Повторите алгоритм решения задач.
  • Какие особенности ( или закономерности) встретились нам при решении задач?

Ответь :

Есть анимация. Вопросы появляются поэтапно по щелчку.

Справа на слайде расположены гиперссылки на слайды, где можно проверить, как учащиеся усвоили материал на уроке.

Домашнее задание Прочитать п.26 из учебника, разобрать примеры, (эти же задачи на листах). Решить №623, №627 из учебника . Или из «Сборника заданий для письменного экзамена по алгебре» заполнить таблицы и составить уравнения для 4-6 задач. Или из маленького сборника. Решить полностью 2-3 задачи на выбор, но разных типов .

Домашнее задание

  • Прочитать п.26 из учебника, разобрать примеры, (эти же задачи на листах).
  • Решить №623, №627 из учебника .
  • Или из «Сборника заданий для письменного экзамена по алгебре» заполнить таблицы и составить уравнения для 4-6 задач.
  • Или из маленького сборника. Решить полностью 2-3 задачи на выбор, но разных типов .
Рефлексия На уроке было комфортно и все понятно. На уроке немного затруднялся, не все понятно. На уроке было трудно, ничего не понял. 25

Рефлексия

  • На уроке было комфортно и все понятно.
  • На уроке немного затруднялся, не все понятно.
  • На уроке было трудно, ничего не понял.

25

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!