Проверка выполнения домашнего задания
МОЛОДЦЫ!
1. Повторение
1. Какие из представленных ниже уравнений дробные рациональные?
Вопрос:
1) - = 2,5
3) =
4) - = 7х+3
= 0,5х (х-21)
Учащиеся отвечают на вопрос и объясняют почему. Есть анимация. Ответы появляются по щелчку.
Ответ : 1, 3
1. Повторение ( работа с учебником )
Вопрос:
Какое уравнение называется дробным рациональным?
Левая или правая части уравнения являются рациональными дробными выражениями.
Слайд можно использовать при работе с интерактивной доской. Есть анимация. Правило появляется по щелчку.
1) Верно ли решены уравнения?
А) х 1 =1, х 2 =4
Ответ: нет, корень х=1 - посторонний
Б) х=1
Ответ: нет, есть еще один корень Х=2
2) Найти общий знаменатель дробей в каждом из уравнений:
а)
ответ 5х-2 или 2-5х
ответ у²-4
б)
в)
ответ: х(х+2)
Проверка решения задач
№ 619 Один из лыжников прошел расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой.
Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью на
2 км/ч большей, чем другой.
120 км
№ 618. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 час раньше. Найдите скорость каждого автомобиля.
Математическая модель
Пусть V 1 =x км/ч, тогда V 2 =х+20 км/ч
Так как 1-ый пришел на 1 час раньше 2-ого, то составим уравнение:
Г О Р О Д
Глава III, 9 класс. 9.2 Физика Задача 9.2.38
Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике ля профильных классов. 7-11 классы/ Под ред. И.Л. Бродского. М.: АРКТИ, 2004. – 140с.
С Е Л О
Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений
Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. Д. Пойа
Цели урока:
Знать:
алгоритм решения задач
при помощи
дробных рациональных уравнений ;
Уметь:
правильно оперировать
полученными знаниями,
применяя их при решении задач.
- Личностные : развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи; развитие логического мышления, памяти; привитие чувства ответственности, веры в свои силы; развитие чувства коллективизма; формирование умения фиксировать свои успехи и гордиться ими . Метапредметные : развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; формировать умение структурировать информацию; развивать умение находить информацию в разных источниках. Предметные : закрепить понятие дробных рациональных уравнений, алгоритм решения дробных рациональных уравнений; сформировать умение решать задачи разных типов при помощи дробных рациональных уравнений; добиться усвоения алгоритма решения задач; научить составлять математическую модель задачи; сформировать четкое понимание связей между величинами в задачах на движение, совместную работу и задачах подобного типа.
Решение
задач
с помощью дробных рациональных уравнений
Подготовили: Кекул Артем, Гузенко Марина
6
Движение с учетом ветра
Наполнение бассейна
14
1.1 Задачи на движение
s
v 1
v 1
v 1
v 1
v 1
v 1
v 1
v 1
t 1
А
В
v 2
v 2
v 2
v 2
t 2
s 2
s 1
А
В
Есть анимация. По щелчку.
v 2
v 2
v 1
v 1
t
t
14
1.1 Задачи на движение
Чтение задачи
Запись условия задачи
Объект (Ситуация) 1
Скорость,
км/ч
Объект (Ситуация) 2
Время,
Расстояние,
ч
км
На слайде сделана анимация. Материал появляется поэтапно по щелчку.
Составляем уравнение:
16
1.2 Задачи на движение по воде
В задачах при движении по воде используются четыре вида скорости.
Внимание:
V лодки = V по озеру
- Собственная скорость (лодки, катера, теплохода…).
- Скорость течения реки.
- Скорость по течению реки.
- Скорость против течения реки.
Есть анимация. Правило появляется поэтапно по щелчку.
V плота = V течения реки
17
1.3 Задачи на движение по воде
За переменную принимают скорость течения реки или скорость лодки , обычно то, что нужно найти в задаче.
Скорость,
По течению реки
Время,
Против течения реки
км/ч
Расстояние,
Собственная
ч
Течение
км
Есть анимация. Правило появляется поэтапно по щелчку.
1.3 Задачи на совместную работу
Производительность,
Объект (Ситуация) 1
… /…
Объект (Ситуация) 2
Время,
Вместе
…
Работа,
…
Слайд можно использовать при работе с интерактивной доской. Учащиеся формулируют алгоритм решения задачи. Один у доски, остальные помогают с места.
Алгоритм решения задач
I условие
Скорость,
V 1
II условие
км/ч
Время,
V 2
ч
t 1
Расстояние,
км
t 2
S 1
S 2
- Выбираем переменную величину.
- Заполняем таблицу.
- Составляем уравнение и решаем.
- Проверяем корни уравнения
( убираем те, которые не удовлетворяют условию задачи ).
5.Делаем дополнительные действия или пишем ответ
( читаем, что нужно найти в задаче ).
Основная формула используемая в задачах,
s= vt
Есть анимация. Правило появляется поэтапно по щелчку.
v -скорость ( км/ч ; м/сек)
t - время ( ч; мин; сек)
s - пройденный путь (км; м)
Очень часто основу уравнения составляет условие , которое накладывается на величины .
Алгоритм решения задач
I условие
Скорость,
II условие
V 1
км/ч
Время,
Расстояние,
V 2
t 1
ч
км
t 2
S 1
S 2
Всего (вместе)
На … меньше
(больше)
Используем связи величин в таблице:
если то умножаем;
если то делим значения величин в строке
Есть анимация. Пояснение появляется по щелчку.
Сравниваем (величины равны)
Ключ к тесту
№ варианта
Вариант 1
1
2)
Вариант 2
1)
3)
2
3
1)
4)
4
-9; 1
2)
5
х≠1
2; -1
у≠0; у≠-2
Алгоритм решения задач:
1.Читаем задачу несколько раз;
2. Составляем краткую запись (таблицу;
3. Составляем математическую модель задачи;
4. Работаем с составленной моделью;
5. Отвечаем на вопрос задачи
(записываем ответ).
ОТДОХНЕМ!
5. Подводим итоги урока
- Какие виды задач мы с вами разобрали на уроке?
- Повторите алгоритм решения задач.
- Какие особенности ( или закономерности) встретились нам при решении задач?
Ответь :
Есть анимация. Вопросы появляются поэтапно по щелчку.
Справа на слайде расположены гиперссылки на слайды, где можно проверить, как учащиеся усвоили материал на уроке.
Домашнее задание
- Прочитать п.26 из учебника, разобрать примеры, (эти же задачи на листах).
- Решить №623, №627 из учебника .
- Или из «Сборника заданий для письменного экзамена по алгебре» заполнить таблицы и составить уравнения для 4-6 задач.
- Или из маленького сборника. Решить полностью 2-3 задачи на выбор, но разных типов .
Рефлексия
- На уроке было комфортно и все понятно.
- На уроке немного затруднялся, не все понятно.
- На уроке было трудно, ничего не понял.
25
Спасибо за урок!