Тема урока « Обобщение по теме « Решение уравнений с одной переменной».
Цель урока: Обобщить знания учащихся о целых и дробных рациональных уравнениях.
Образовательные задачи: систематизировать знания и умения учащихся по применению методов решения целых и дробных рациональных уравнений, готовить учащихся к ОГЭ.
Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические ситуации.
Воспитательные: воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Тип урока: обобщающий
Наглядные пособия и оборудование урока: карточки -задания, учебник,компьютер. интерактивная доска, печатная основа для самостоятельной работы, лист самоконтроля.
Ресурсное обеспечение урока:
1.Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы под редакцией Т.А.Бурмистрова Москва «Просвещение»2018 г.
2.Алгебра 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. С.А.Теляковского-16-е изд.-М.Просвещение,2010.
3. Алгебра поурочные планы 9 класс по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк и др. Издательство «Учитель».
3.Дидактические материалы 9 класс Москва «Просвещение»2013
4.Компьютер, мультимедийный проектор.
5.Презентация «Уравнения с одной переменной».
6. Интернет ресурсы: Презентация «Физкультминутка»
План урока.
I. Вводная часть
а) Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку, проверка присутствующих, общий настрой на урок.
Учитель: -Добрый день! Тема, над которой мы будем работать с вами «Уравнения с одной переменной».
Давайте для начала за небольшой промежуток времени мы вспомним теоретический материал по данной теме и решим несколько заданий теста, используя различные методы и приемы.
б) Актуализация знаний, умений, навыков
1. Повторение теоретического материала по данной теме.
Учитель:
-Какие виды уравнений вы знаете? (Целые, биквадратные, линейные, квадратные, дробные рациональные,неполные квадратные,уравнения третьей степени …).
– Какое уравнение называется целым? (Целым называется уравнение с одной переменной, левая и правая части которого целые выражения).
-Какое уравнение называется дробным-рациональным?(Забыли? См.учебник страница 78)(Дробным рациональным уравнением называется уравнение ,обе части которого являются рациональными выражениями,причем хотя бы одно из них –дробным выражением).
Учитель:
-Тогда давайте выберем из предложенных уравнений номера тех, которые являются целыми уравнениями (и далее выполняются задания теста ) Номера ответов запишем в таблицу. Таблица заранее роздана ученикам.
Демонстрируются слайды с заданиями теста.
Задание №1
Укажите номера целых уравнений.
а) х2(5х3-2х2)+8=х3-5х2
б) х2 +2х = х3-8х2
2 5
в) 3х + 2 = 4
х-2 х+3
г) 8 = 0
2-13с-7с2
Учитель:
-Что называется корнем уравнения (корнем называется число, при котором уравнение превращается в верное равенство)
Задание №2
Число 6 является корнем какого уравнения?
а) х+8=х+7
б) х2-6х =х-6
6
в) 6х-1=0
с) 1+ 1 = 1 +1
х+6 х-6
Задание №3
Сколько корней имеет уравнение 5х2+75=0 ?
а) один корень
б) два корня
в) не имеет корней
с) имеет бесконечное множество корней
Задание №4
Найдите корни уравнения 5х2 –х=0
а) 0; 5
б) -5; 0
в) 0; 0,2
с) нет корней
Задание №5
Сколько корней может иметь уравнение х3+х2-9х-9=0
а) 5 или менее
б) не более трех
в) не менее трех
с) не имеет корней
Задание №6
Найдите общий знаменатель дробного рационального уравнения
х2 +2х = х3-8х2
3(х-1) (х+1)
а) (х-1)2
б) 3(х-1)(х+1)
в) 3(х2- 1)
г) (х-1)(х+1)
Учитель:
-Проверьте свои ответы.
Задание № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Правильный ответ | а, б | б | в | в | б | б,в |
II. Основная часть
а) устная работа
Учитель:
-Итак, давайте подведем итог, какие две большие группы уравнений вы знаете. (Целые уравнения и дробные рациональные уравнения).
Демонстрируется слайд с таблицей обобщения .
-Чем они друг от друга отличаются ?(Наличием переменной в знаменателе)
-Каков алгоритм приведения дробного рационального уравнения к целому?(Найти ОДЗ, общий знаменатель, умножить обе части уравнения на дополнительные множители)
- А дальше решаем как обыкновенное целое уравнение.
– Вы знаете как решаются целые уравнения первой и второй степени? Это какие уравнения (Линейные и квадратные).
- Также мы уже решали уравнения третьей и четвертой степеней.
– Как решаются целые уравнения третьей и четвертой степени?
-Вспоминаем, что существуют 2 основных метода решения уравнений выше второй степени.
Метод разложения Метод введения
на множители новой переменной
б) Решение уравнений с использованием , имеющихся знаний.
Слайд. С помощью какого метода можно решить уравнения:
1) х5-4х3=0 2) 9х4 – 10х2 + 1 = 0.
3) х-4 = 2
х+3
Решение:
1) х5-4х3=0
х3(х2-4)=0
х3=0 ( х2-4 ) = 0
х=0 ( х-2 )( х+2) = 0
х=2 х=-2
Учитель:
-Каким методом решили уравнение?
( Уравнение решили методом разложения на множители.)
2) 9х4 – 10х2 + 1 = 0.
Учитель:
-Как называется это уравнение ? (Биквадратное)
-Если обозначить х2 переменной у, то получится квадратное уравнение
9 у2 – 10у + 1 = 0.
Д=(-10)2 - 4.9.1= 100-36=64=82
у= 10+8 =1 у= 10-8 = 1
18 18 9
Возвращаемся к переменной х.
х2=1 х2 = 1
9
Х1=1 х2=-1 х3=1/3 х4=-1/3
Учитель:
-Уравнение 4 степени, получили 4 корня. Решили методом введения новой переменной у.
х-4 = 2
х+3
ОДЗ: х не равен -3(иначе знаменатель превращается в 0)
х-4 - 2 =0 /.( х+3)
х+3
(х-4)- 2( х+3) =0
-х-10=0
х=-10
Учитель:
-При решении уравнения использовали алгоритм для дробно-рациональных уравнений. и решили целое линейное уравнение
III.Физкультминутка. (Слайд)
Повторим с помощью ФМ как строится график линейной функции.
Если график параллелен оси ОХ - разводим руки в стороны;
Проходит через начало координат - руки на пояс;
Пересекает ось ОУ в точке, отличной от начала координат- руки вверх, параллелен оси ОУ-одна рука вверх, другая-вниз.
у = 2х (Проходит через начало координат - руки на пояс), х =3 (параллелен оси ОУ-одна рука вверх, другая-вниз), у = -2х (Проходит через начало координат - руки на пояс) у = 4 (параллелен оси ОХ - разводим руки в стороны), у = х /2(Проходит через начало координат - руки на пояс), у = 6х2 (Проходит через начало координат - руки на пояс), у = -8(параллелен оси ОХ - разводим руки в стороны), у=7х(Проходит через начало координат - руки на пояс),
IV. Закрепление умений и навыков решать целые уравнения, используя при этом различные приемы и методы.
Самостоятельная работа.
Слайд 4
В а р и а н т 1 (на карточке)
Решите уравнение:
а) 16х3 – 32х2 – х + 2 = 0;
б) х4 + 7х2 – 44 = 0;
в) (х2 – х + 1) (х2 – х – 7) = 65.
В а р и а н т -образец
Решите уравнение:
а) х3 – 4х2 – 9х + 36 = 0;
б) х4 + 6х2 – 27 = 0;
в) (х2 + х + 6) (х2 + х – 4) = 144.
Решение варианта-образца. (самопроверка).
а) х3 – 4х2 – 9х + 36 = 0
х2(х – 4) – 9(х - 4) = 0
(х – 4) (х2- 9) = 0
(х – 4) (х- 3) (х- 3) = 0
Х1=4 х2=3 х3=-3
б) х4 + 6х2 – 27 = 0;
Вводим новую переменную у = х2
у2 + 6у – 27 = 0;
Д= 36+4.27=144=122
у= -6+12 у = -6-12
2 2
У1=3 у2=9
в) (х2 + х + 6) (х2 + х – 4) = 144.
Вводим новую переменную у = х2 + х
(у+6)(у-4)=144
у2 + 6у-4у-24-144=0
у2 + 2у-168=0
Д=4+4 . 168=676=262
У1 = -2+26 ; у2 = -2-26
2 2
У1=12 ; у2=-14
Возвращаемся к переменной х
х2 + х =12 х2 + х =-14
х2 + х -12 =0 х2 + х +14=0
Д=1+4 . 12=49=72 Д=1-4 . 14=-55
х1= -1+7 х2=-1-7
2 2
Х1=3 х2=-4
(уравнение 4 степени ,корней получилось 2,т.е. не больше 4-х)
Решение самостоятельной работы Вариант -1(карточка)
Вариант 1 (карточка)
а)16 х3-32 х2-х+2=0
Решение: выделим одинаковый множитель
16 х2(х-2) – (х-2)=0
(х-2)(16х2-1)=0
(х-2)(4х-1) (4х+1)=0
х-2=0; 4х-1=0 ; 4х+1=0
4х=1 ; 4х=-1
х1=2 х2=1/4; х3=-1/4
Ответ: х1=2; х2=1/4; х3=-1/4
б) х4+7х2-44=0 Введем новую переменную у=х2
у2+7у-44=0
Д=в2-4ас =72-4 (-44)=49+176=225=152
у1= -7+15 у2= -7-15
2 2
у1= 4; у2= -11
Вернемся к переменной х.
х2=у1= 4; х2 = у2= -11 уравнение не имеет смысла
х1=2; х2= -2
Ответ: х1=2; х2= -2
в)(х2-х+1)(х2-х-7)=65
Вводим новую переменную у= х2-х
(у+1)(у-7)=65
у2+у-7у-7-65=0
у2-6у-72=0
Д=36+ 4 . 72=324=182
у1= 6+18 ; у2= 6-18
2 2
у1=12; у2= -6
Возвращаемся к переменной х , т.к. у= х2-х
12= х2-х ; -6= х2-х
х2-х -12=0; х2-х+6=0
Д=1+ 4 . 12=49=72; Д=1- 4 . 6=-23
х1= -1+7 ; х2= -1-7
2 2
х1=3; х2= -4
Ответ: х1=3; х2= -4
Дополнительно, для тех, кто справился раньше с самостоятельной работой
задание из учебника, стр.100 №371(а), 372(а)
IV. Заключительная часть. Рефлексия.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Учитель:
Уроку подошел конец.
Заполняем лист самоконтроля.
Лист самооценки
Вид работы | Критерий оценивания | Баллы |
Тест | Задания выполнил : правильно 6 заданий - 3 балла правильно 4-5 заданий - 2 балла правильно 2-3 заданий - 1 балл | |
Задание № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Ответы | | | | | | | |
Устная работа со схемой | Работал активно сам -3 балла Отвечал на вопросы учителя-2 балла | |
Решение уравнений | Решил правильно 1 уравнение-1балл Решил правильно 1 и 2 уравнение -2 балла Решил правильно все три уравнения -3 балла | |
Физкультминутка | Все графики определил правильно-3 балла Ошибся 2-3 раза- 2 балла; Определил правильно 1-2 графика-1 балл | |
Самостоятельная работа | Решил 1-ое уравнение сам-3 балла Решил 1-ое уравнение с помощью образца-2 балла Не решил-0 баллов | |
Решил 2-ое уравнение сам-3 балла Решил 2-ое уравнение с помощью образца-2балла Не решил-0 баллов | |
Решил 3-ое уравнение сам-3 балла Решил 3-ое уравнение с помощью образца-2балла Не решил-0 баллов | |
Дополнительное задание из учебника | Решил правильно №371(а) - 3 балла | |
Решил правильно №и372 (а) - 3 балла | |
Оценка за урок | 13-21 баллов-получи оценку «5». 7-12 баллов –получи оценку «4» 4-5 баллов-получи оценку «3» | |
Скажи про себя «Какой я молодец потому, что___________________________________________________» Например, какой я молодец, я сам решил уравнение методом подстановки или какой я молодец, я правильно и быстро решил самостоятельную работу. |
12