Решение задач с помощью систем уравнений
Цели:
1) изучить способ решения задач с помощью составления систем уравнений;
формировать умение составлять системы уравнений по условию задачи и решать их;
2) развивать умение обобщать, конкретизировать; развивать логическое мышление и вычислительные навыки, творческую активность, инициативу;
3) расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность; приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни.
Фронтальный опрос
1. Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными .
2. Что называется решением уравнения с двумя переменными?
3. Дайте определение системы линейных уравнений с двумя
переменными .
4. Что называется решением системы уравнений с двумя
переменными?
5. Алгоритм решения системы линейных уравнений с двумя
переменными способом подстановки.
6. Алгоритм решения системы линейных уравнений с двумя
переменными способом сложения .
Вспомним алгоритм решения задач
с помощью уравнений:
1. Одну из неизвестных величин обозначить переменной.
2. Выразить через переменную значение других
неизвестных величин.
3. Составить уравнение.
4. Решить уравнение.
5. Соотнести корень уравнения с вопросом задачи.
6. Записать ответ к задаче.
- Запишите с помощью системы уравнений
следующую ситуацию:
а) Сумма двух чисел равна 17. Одно из них на 7
меньше другого.
б) Периметр прямоугольника равен 400 м.
Его длина в 3 раза больше ширины.
в) Четыре боксёра тяжёлого веса и пять боксёров
лёгкого веса вместе весят 730 кг. Спортсмен
тяжелого веса весит на 70 кг больше спортсмена
лёгкого веса.
г) Таня заплатила за 3 тетради и 2 карандаша 58 р.,
а Лена за 3 такие же тетради и 1 карандаш – 78 р.
Задача 1. Длина прямоугольника на 5см больше его ширины, а периметр прямоугольника равен 22см. Найти длину и ширину прямоугольника.
Решение
1) Пусть длина прямоугольника х см, а ширина у см. Так как длина на 5 см больше ширины, составим первое уравнение: х – у = 5. Так как периметр прямоугольника 22 см, составим второе уравнение: 2 ( х + у ) = 22.
2) Так как эти условия выполняются одновременно, составим и решим систему уравнений:
х – у = 5, · 2 2х – 2у = 10, 4х = 32,
2 ( х + у ) = 22; 2х + 2у = 22; 2х + 2у = 22;
x=8,
y=3.
8 см – длина прямоугольника, 3 см – ширина прямоугольника.
Ответ: 8 см, 3 см.
Схема решения задачи с помощью системы уравнений:
- 1) вводят обозначения неизвестных и
составляют систему уравнений;
- 2) решают систему уравнений;
- 3) возвращаясь к условию задачи и
использованным обозначениям,
записывают ответ.
Задача 2. Вкладчик положил в банк 21000 р. на два
разных счета. По первому из них банк выплачивает
4% годовых, а по второму – 6% годовых. Через год
вкладчик получил по процентам 1020 р.Сколько рублей он положил на каждый счет?
Решение .
Пусть х рублей положил вкладчик на первый счет, y рублей - на второй счет. 0,04x рублей – проценты по первому счету, 0,06y – рублей проценты по второму счету.
Так как по условию задачи известно, что вкладчик положил на два счета 21000 руб., а по процентам получил 1020 руб., составим и решим систему уравнений:
12000 руб. положил вкладчик на первый счет, 9000 руб. положил вкладчик на второй счет. Ответ: 12000 руб., 9000 руб.
Задача 3. Имеется два водно-солевых раствора. Первый раствор содержит 25%, а второй – 40% соли. Сколько килограммов раствора надо взять, чтобы получить 50 кг раствора, содержащего 34% соли?
Определение 1. Концентрацией (процентной
концентрацией, процентным содержанием)
вещества A в смеси (сплаве, растворе)
называют число процентов p A , выраженное формулой
где M A – масса вещества A в смеси (сплаве, растворе),
а M – масса всей смеси (сплава, раствора).
Масса раствора, кг
I раствор
Концентрация, %
II раствор
Масса соли в растворе, кг
X кг
III раствор
Y кг
25%
0,25x
40%
50 кг
0,4y
34%
0,34*50=17 кг
Составим и решим систему уравнений
Решая систему получим
20 кг надо взять 25% раствора,
30 кг – 40% раствора.
Ответ: 20 кг 25% раствора и 30 кг 40% раствора.
Спасибо всем за работу