История создания романа «Дубровский»
ИИсторияртроор
Презентацию подготовила
Литвяк Екатерина Александровна
Дайте определение терминам:
- Силлабо-тоническое стихосложение
- Стих
- Строфа
- Стопа
- Стихотворный размер
- Хорей
- Ямб
- Ритм
- Пиррихий
- Спондей
- Ребята, отличается ли стихотворная речь от прозаической?
- Какие бывают стопы?
- Составьте схемы хорея и ямба
- Что придает стихотворению особый ритм?
Александр Сергеевич Пушкин
Проверочный тест по творчеству А.С.Пушкина
1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина. А) 1802-1841 Б) 1789-1828 В) 1799-1837 Г) 1805-1840
2. В каком городе родился А.С. Пушкин? А) Петербург Б) Москва В) Киев Г) Тула
3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом? А) 10 лет Б) 8 лет В) 12 лет Г) 11 лет
4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина? А) 5 мая Б) 21 октября В) 1 января Г) 19 октября
5. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее? А) “Лициния” Б) “Воспоминания в Царском Селе” В) “Городок” Г) “Деревня”
6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина? А) И.Пущин Б) А.Дельвиг В) В.Кюхельбекер Г) П.Чаадаев
Ответим на вопросы
1. Назовите имя няни А.С. Пушкина.
2. Кто из императоров открыл Лицей?
3. Кому принадлежала идея открытия такого типа учебного заведения?
4. Назовите день открытия Лицея.
5. Кто из знаменитых русских поэтов в числе первых оценил поэтический дар А.С. Пушкина?
6. “У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи”. В каких классах у Пушкина все кончалось нулем?
Теория литературы
Роды и жанры
Роды литературы:
1 ) лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;
2) драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене;
3) эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности.
Каждый род имеет свои жанры.
Эпические жанры:
- Басня
- Рассказ
- Повесть
- Очерк
- Роман
- Роман-эпопея
Роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени.
Роман – большое эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Жанры лирики:
- Романс
- Ода
- Песня
- Послание
- Элегия
- Сонет и др.
Лиро-эпические жанры:
Жанры драмы:
- Трагедия
- Комедия
- Мелодрама
- Водевиль
История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский»
1. Роман не был завершен Пушкиным
2. Работал над ним с 21 октября 1832 года по 6 февраля 1833 года.
3. Незавершенный роман автор не опубликовал.
4. Впервые он был напечатан посмертно в 1841 году под названием «Дубровский» (по фамилии главного героя).
О сюжете романа
В основу романа легло сообщение Нащокина (друга Пушкина) «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а затем и других».
Нащокин видел Островского в тюрьме, и, возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин заинтересовался рассказом Нащокина и сразу принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа.
Первоначально герой фигурировал под фамилией Островского, замененной затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским .
Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооруженное сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков.
Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.
В своем произведении Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.
Воссоздавая картины крепостнического и чиновничьего быта, Пушкин в романе «Дубровский» с беспощадной силой обнажил необузданный произвол, самодурство и духовное убожество вельможного дворянства.
Великой заслугой Пушкина стало то, что он показал, какой гнев против угнетателей таится в народе, какие силы накопил он под ярмом крепостничества, как близок он к открытому протесту, грозному выступлению против угнетателей.
Роман «Дубровский» оказался незавершенным. Пушкин оставил лишь черновые наброски содержания третьего тома. В. Шкловский писал, что Пушкин «через тему о дворянине-разбойнике» «двигался к теме о восстании, в котором народ преследует собственные свои цели и ведется собственными своими вождями...». Воплощением этой темы стал роман «Капитанская дочка».
Спасибо за внимание