Рождество Христово (православное) – это единственный религиозный праздник, который стал в России государственным.
С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы.
В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.
Волхвы увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.
Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда».
В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы. Однако может показаться странным, что восточные мудрецы-звездочеты, увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски Царя именно в Иерусалим.
Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Лукас Кранах Старший
«Пир Царя Ирода».
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну.
Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет.
Избиение младенцев.
Икона «Вифлеемских
младенцев».
Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
Иосиф немедленно исполнил повеление Божье: посадил на осла Марию с Младенцем Христом на руках и отправился в Египет. Ирод же через некоторое время заболел и умер в страшных мучениях. Тогда ангел вновь явился к Иосифу и сообщил ему, что теперь можно возвратиться в Иудею.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник.
К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем. Последний день поста был особенно тяжелым. До первой вечерней звезды вообще ничего нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское богослужение, готовились к восходу звезды дома.
В крестьянском быту к рождественскому сочельнику хозяйки
прибирали избы и горницы : мыли, белили своё жилище, завершали
Варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так же
приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.
Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.
С 18 века Рождество стало неразрывно связано ещё и с
подарками, ёлками, радостным ожиданием чуда, праздничным
семейным застольем.
На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. После молитвы старейший в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Начиналась вечеря - ужин.
По окончании вечери - колядование . Коляда состояла в том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.
Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.
Половину собранных денег полагалось отнести в церковь. В городах также с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, делали из различных материалов страшные маски. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели, рынки, чайные и водочные палатки.
Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Горожане катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк, Марьину рощу, Останкино, Сокольники.
На второй день Рождества начиналась самая веселая и таинственная для молодежи пора - Святки, святые дни, которые продолжаются от Рождества до Крещения, пора гаданий, особых обрядов, когда незамужние девушки и холостые парни пытались узнать свою судьбу.
К. Маковский
«Святочные
гадания».
Это было одно из важных праздничных событий января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным духовным смыслом. В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года, а вместе с тем приоткрыть завесу, скрывающую от человека его будущее.
И хотя православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение. Сразу после Рождества начинались так называемые страшные вечера. В это время, по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной.
Как бы в подражание разыгравшейся нечисти парни от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крыши и закрывали досками трубы — при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.
На Святках (обычно во второй их половине, в страшные вечера между Новым годом и Крещением) девушки гадали особенно много и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.
Так, в эти дни ходили слушать за деревню на перекресток дорог, так как было поверье: с какой стороны залает собака — туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются — в плохой дом выйдешь, смеются — в хороший.
ГАДАНИЕ НА ЗЕРКАЛАХ
Это гадание считается страшным, но "самым верным". Решается на него не каждая девушка. Главное условие -ночь, полная тишина, одиночество. Два зеркала ставятся друг против друга и освещаются свечами. Можно держать зеркало и против освещенного настенного. Держать его нужно так, чтобы образовался как бы длинный коридор зеркальных отражений, освещенный огоньками свечей. В конце этого коридора и должен появиться суженый.
Очень распространено было гадание с помощью петуха. Для этого гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монетки — к деньгам, если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем, если начнет пить воду — быть мужу пьянице.
На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью причешется, и его узнают по цвету оставшихся волос. «Богатый, бедный, вдовец, холостец», — перечисляет девушка, считая колья в тыну.
Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.
Дети и сейчас делают вертепы, где показывают историю, которая произошла более двух тысяч лет назад. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!
В церквах же на Рождество принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Но все чаще скульптурные изображения заменяют иконой Рождества Христова. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.
Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова. Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о создании в честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели...
Рождественские службы и песнопения происходят во всех
православных храмах России. Служба начинается вечером и
заканчивается рано утром, сменяясь торжественной литургией.
Накануне праздника совершается крестный ход и лития –
торжественное благословление хлеба, пшеницы, вина, которые
после службы раздают молящимся, и елея (масло оливы и другое
растительное масло), которым священник помазует прихожан
в знак Божьего благословления.
Послушай, сын, игру
отбросив,
Сиди спокойно, не шали……
Мария, с нею Иосиф
До Иудеи долго шли.
Но нет в гостинице им места,
Никто не захотел помочь.
В пещере сумрачной и тесной
Решают провести всю ночь.
И вдруг - звезда на небосводе
Взрывает полумрак в ночи,
И словно замерли на входе
В пещеру яркие лучи.
СКАЗ СЫНУ О РОЖДЕСТВЕ
Иосиф вздрогнул в удивленье,
Как было сказано - сбылось.
И вот, под ангельское пенье,
Родился Иисус Христос.
Представь, в яслях,
в соломе пыльной,
Он спит в мерцании лучей.
И ангел расправляет крылья,
Присев на краешек яслей.
Осёл качает головою,
Его движения тихи.
В долине звёздною тропою
Идут к пещере пастухи.
Вот у яслей в лазурных
складках Мария.
Счастье на лице.
А Ирод мается в догадках
В своей тюрьме - своём дворце.
Спешат Волхвы.
С благоговеньем
Несут дары Царю Царей.…
Так мирно падали мгновенья
В ту ночь, что всех иных светлей.
Анна Конобеева , сайт «Солнышко».
Снег укутал город пеленою белой,
Фонари застыли в дымке серебристой.
Я украшу дом мой ветками омелы,
Заплету в гирлянды тую с остролистом.
За окошком будет биться ветер колкий,
Собирать снежинки, прижиматься к раме.
Я поставлю в зале праздничную ёлку,
Чтоб пушистость веток расцветить шарами.
Я на стол поставлю золотые свечи,
А под ёлку спрячу сласти и подарки.
И с родными вместе Рождество я встречу,
Самый лучший праздник, радостный и яркий!
Анна Конобеева , сайт «Солнышко».
Дорогой мой человек!
С Рождеством Христовым!
Пусть твой мир и пусть твой век
Будет несуровым,
Божья хлынет благодать
В душу и в дыханье,
Чтоб не знать и не встречать
Боли и страданья.
Ясных дней тебе и вех,
И открытий новых,
Дорогой мой человек,
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым поздравляем!
На Руси сей праздник почитаем.
После многодневного поста
Ждем, когда взойдет звезда Христа.
Всем желаем помнить в Рождество –
Пусть уж двадцать столетий прошло, -
Как Христос всем людям помогал,
Блага, как мы вам сейчас, желал!
В ночь любви лишит вас сна.
Пусть одна из ярких звезд
Даст талантам вашим рост,
Вашу мысль поднимет ввысь!
Пусть друзья украсят жизнь !
Вьюга пусть на целый год,
Вам здоровья наметет,
Ветер выдует все хвори
На холодное подворье.
Снег пусть искрами кружится,
Чтоб светлели ваши лица,
А лукавая луна
С Рождеством Христовым
Мы Вас поздравляем! Счастья и здоровья,
Благ Вам всем желаем, Святости, лукавства -
В меру чтоб всего, Радости, удачи!!!
Плохого - ничего!
День Рождества Христова – день, когда в мир вошел Христос с любовью. Это день всепрощения, день светлых чувств, день, когда нужно всех любить. И пусть в эту ночь и в этот праздник замолкнут все пушки и не поднимется ни одна ракета! Пусть Бог даст тишину солдатам! И пусть в наше сердце войдет любовь к ближнему и дальнему!
С Рождеством Христовым!
Использованы открытки сайта: http://www.gifzona.ru