Массу занимательных историй и увлекательных тайн хранят старые русские лубочные картинки. Родившись в начале 17 века, они очень скоро завоевали всенародную любовь и признание
Преподаватель Круглова С.А.
Лубком, лубочной картинкой или потешным листом , называется дешевое массовое издание, получившее широкое распространение в дореволюционной России. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом.
«Рачительное домоводство»
(1887-1889)
Без лубочных картинок наше представление о быте и прошлом русского народа было бы не полным.
Мишенька Иваныч,
лубочная картинка, 1866 г.
Первые лубочные картинки появились в Китае в IX веке и связано это с развитием книгопечатания. В печатном станке вместо текста закреплялась доска с выгравированным изображением, с неё делали оттиски, которые потом закрашивали от руки.
Игра в ножной мяч в сопровождении оркестра. Гравюра периода Мин.
Гравюра по дереву XV столетия эпохи империи Мини по новелле «Речные заводи» китайский роман XV века ,, изображающая игру в цуцзю».
В Европе они получили распространение в XV веке, в нашу страну их привозили в качестве подарка царю и боярам, а потом и на продажу. Есть документы, свидетельствующие, что у патриарха Никона их было 270 штук, большей частью, правда ещё фряжских. А царевичу Петру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста.
Страница Библии бедных . Европа. XV век
Размеры картинок были разные: от тридцати – сорока сантиметров до метра и больше – эти склеивались из отдельных оттисков, из двух, трех, четырех.
Первое время гравюры резали только на дереве.
Потом появились лубки, отпечатанные с гравюр на металлических пластинах.
Трапеза благочестивых и нечестивых.
Середина 18 века
Четверик (состоял из 4 склеенных листов)
была связана с тем, в те времена он
был важнейшим источником информации, которыми в
наши дни наделены газеты, журналы, книги, учебники, телевидение,
плакаты, настенные календари, песенники, фотографии
все вместе взятые.
Популярность лубка
Первый русский календарь 1709 года издания
«Брюсов календарь»
Букварь Кариона Истомина за 1694 год
Солнце , луна и знаки зодиака.
Гравюра на дереве XVII век.
Первоначально русский лубок носил преимущественно религиозный характер. Русские граверы заимствовали сюжеты из отечественной миниатюры, а также церковных икон.
Адам и Ева.
Василий Корень. XVII век.
"Архангел Михаил –
воевода небесных сил" (1668),
Самыми распространенными в народе были лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" - изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки
"Петрушкина свадьба", "Медведь с козой».
Медведь с козой.
Русская разгульная масленица
(1887-1889)
Ведь одна из задач лубка – развеселить русского человека.
Горя, плача и нытья в русском лубке никогда не было.
Русская песня
кон. 1840-х или нач. 1850-х годов
«Яга-баба с пестом идет с коркодилом драться…»
Почему автор лубка написал коркодил?
В те времена народ называл Петра Первого коркодилом.
Под коркодилом нарисован корабль, детище Петра, который и подтверждает сходство с ним.
Его жену, Екатерину, считали злой колдуньей, приворожившей царя.
Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский славно жил, сладко ел….
Этот лубок был сатирой на Петра Первого ещё при его жизни - аккуратно подстриженные усы (народ не принял указ царя о бритье бороды и платил сбор), а так же пародия на длинный титул царя.
Богатырь Алеша Попович.
Конец XVIII века
Кот свиреп, его глаза следят за тобой, он напряжен и готов к решительным действиям.
«Котово погребение»
Вот он, кот казанский.
Теперь он беспомощен.
Все тот же кот казанский, но только мертвый. Лежит в санях, которые тащат мыши. И по всей картинке расположены тексты:
«Мыши кота погребают, недруга своего провожают …. Знатные подпольные мыши напоследок коту послужили, на чухонские дровни, связав лапы, положили»
«Мышка тянет табачишка»
«Мышь пищит пироги тащит»
«Мышь веселая в волынку играет песни напевает кота проклинает»
«Мышь едет на колесах, а заступ в тороках да склянца вина в руках»
В 19 в. лубок еще более усилил свою роль как
«иллюстрации русской действительности».
Изображение Куликовской битвы.
Вторая половина 1890-х гг.
Художник И. Г. Блинов.
Панорама Выговского и Лексинского общежительств и поклонение иконе Богоматери.
1838 год. Художник Тарасов
Во время
Отечественной войны 1812
было издано множество
патриотических лубков
с рисунками и подписями.
Лубок про можайских крестьян-партизан 1812 года отряда Кондратия Кондратьева.
В Москве, на подходах к Спасским воротам Кремля, вдоль стены Китай города жались друг к другу дощатые и бревенчатые палатки. Все от крыш до земли увешаны яркими лубочными картинками. В шесть утра открывались ворота в Кремль, и у палаток сразу же появлялся народ.
Виктор Васнецов. Книжная лавка
А ещё в Москве, неподалеку от Сретенских ворот, в переулке сохранилась церковь "Святая Троица в Листах». К её ограде обычно приносили типографские мастера на продажу листы с картинками.
Каждый год, лишь устанавливался санный путь, тысячи крестьян суздальского уезда Владимирской губернии покидали родные деревни.
Это отправлялись на заработки офени –
бродячие торговцы мелким ходовым товаром.
Многие месяцы, а то и годы после ухода офени в деревенских избах продолжали листать азбуки и разглядывать картинки, прозванные «лубочными»
Н.А. Кошелев.
Офеня -коробейник 1865.
Многие крестьяне имели в своей избе целую «картинную галерею». К каждому празднику вывешивалась своя лубочная картинка.
И как отмечает один из бытописателей начала XX века,
«почти каждый крестьянин,
даже бедный,
перед Пасхой непременно
зайдет в лавку,
чтобы купить несколько картин»
Андрей Попов. Демьянова уха. 1865
Благодаря лубку тысячи русских людей познали грамоту и узнали произведения И. Крылова, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н. Некрасова.
И.А.Крылов.
Слон и Моська.
1860-1870 гг.
А.С.Пушкин.
Сказка о рыбаке и рыбке. 1860-1870 гг.
Иллюстрация к сказке «Сильный богатырь
Буслай Буслаевич»
(гравюра на дереве, 1766).
Наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение — вот те черты, которые впитал рисованный лубок из крестьянского искусства..
Это чувствуется во всем образном и цветовом строе рисованных настенных картинок.
Основных красок, которые создали
необыкновенный , яркий и веселый
мир лубка, было всего четыре:
малиновая, зеленая, желтая и
красная.
Черная цвет самой печати.
Голубые, коричневые и прочие цвета стали
применятся в раскраске только в 19 веке.
Важное место в лубке занимал текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка.
Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за ее рамками.
«Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь»
«Раскольник говорит
слушай цирюльник
я бороды стричь не
хочу вот гляди я на
тебя скоро караул закричу»
Раскольник и цирюльник.
1770-е годы
Во второй половине XVIII века народное творчество стало для господ
совсем чужим и непонятным. Их жизнь протекала в обстановке
западноевропейского изящества. Дворцы, балы….
В двух совершенно разных духовных мирах
жили господа и труженики.
Прежние гонения на лубок не идут ни
в какие сравнения с жесточайшей цензурой.
К концу XIX века тиражировались какие
угодно картины.
Издавалось множество газет и
иллюстрированных журналов.
Стали доступными книги.
В Селе малом Ванька жил.
XIX век
Но старые лубочные листы все по-прежнему были любимы в деревне.
Лубочные листы как самостоятельные графические произведения перестали выпускаться в России в 1918, когда все печатное дело стало государственным и попало под единый идеологический контроль.
И.Я.Билибин. Марья Моревна.
1900
Русский лубок повлиял на творчество многих русских художников, но особенно на творчество И.Билибина и Б.Кустодиева, которые создали свой неповторимый народный стиль.
А мастера русской лаковой миниатюры Мстеры и Холуя сохранили
в своих росписях незабываемый лубочный стиль.
Мстерская лаковая миниатюра
В плакатах, сатирических
карикатурах, комиксах мы
можем увидеть продолжение
лубочных картинок простых,
ярких и доступных
Конек-Горбунок. Холуй
Интернет ресурсы:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/LUBOK_RUSSKI_IZOBRAZITELNI.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%F3%E1%EE%EA
http://www.bibliotekar.ru/rusLubok/22.htm
http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post108530083
http://rus.ruvr.ru/data/2010/12/29/1272007472/1236442828_6.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/1961511/post77934052/
http://digitalgallery.nypl.org
http://tts-nnov.ucoz.ru/blog/istorija_pervoj_otkrytki/2011-10-26-14
http://a-pesni.org/teatr/rusnarod/michenka.htm
http://img-fotki.yandex.ru/get/4515/b-lauer.e/0_62884_7c0d22ab_XL
http://m01shka.livejournal.com/1546.html
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/66/5/66005284_1288534547_Lubok_Trapeza_blagochestivuyh_i_neches
http://www.museum.ru/imgB.asp?34369
http://forum.vgd.ru/601/29374/140.htm?a=stdforum_view&o=&IB2XPnewforum_=7f020iojitb3qmlkqof4f5hcd6
http://www.doronino.memorandum.ru/kondratiev.html
http://allday.ru/index.php?newsid=162467
http://ekislova.ru/?s=%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%B5
http://www.liveinternet.ru/users/3437583/post143218446 /
Литература:
1.Ю.Овсянников. Русский лубок. Москва. Советский художник.1962
2. А.Рогов. Кладовая радости. Москва. Просвещение. 1982