Цель: Показать многогранность и гармоничность окружающего мира, силу и красоту природы с помощью музыки великих композиторов.
Задачи:
- найти и изучить литературу по данной теме;
- познакомиться с биографиями Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского;
- прослушать циклы «Времена года» обоих композиторов;
- показать, как композиторы раскрыли красоту и
необыкновенность природы языком музыки;
- сравнить «Времена года» Вивальди и Чайковского.
Антонио Вивальди
(1678 – 1741)
- Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, дирижёр и педагог.
- один из величайших композиторов XVII-XVIII вв.
- Жил и творил в эпоху барокко .
- Был создателем жанра инструментального концерта .
- Автор 465 концертов и 40 опер.
- Первым ввел духовые инструменты в состав оркестра.
- Одно из самых известных сочинений – цикл «Времена года».
- Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра.
Петр Ильич Чайковский
(1840 -1893)
- Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный
- деятель, музыкальный журналист. Один из величайших композиторов
- мира.
- Написал более 80 музыкальных произведений, в том числе 11 опер и
3 балетов, 6 симфоний, 9 программных симфонических произведений,
более 100 романсов.
- Автор многих произведений для фортепиано: среди известных
« Детский альбом », « Времена года », « Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром ».
«Времена года» Антонио Вивальди
«Времена года » Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений.
Создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя.
Каждый концерт соответствует одному времени года , разделен на три части , посвященных трем месяцам каждого времени года.
Каждый из концертов сопровождается сонетом , который постепенно вводит слушателя в музыкальное повествование.
В художественной атмосфере барокко любое произведение искусства обязательно имеет некие побочные смыслы, намёки.
В данном случае намекается на:
- четыре стадии человеческой жизни (детство, юность, зрелость и старость);
- на четыре региона в Италии (соответствующие сторонам света): восходу соответствует Венеция, полудню – Неаполь, вечеру – Рим, ну а полуночи– Болонья.
«Времена года» Антонио Вивальди
Четыре концерта этого цикла - " Весна ", " Лето ", " Осень ", " Зима " - красочно рисуют картины природы.
Вивальди удалось передать в музыке пение птиц ("Весна", в первой части, "Лето", в первой части),
грозу ("Лето", в третьей части), дождь ("Зима", во второй части), шум ветра.
«Времена года» Петра Ильича Чайковского
« Времена года » - это известный фортепианный цикл ярких характеристичных пьес, в которых тесно сплелись городские картины жизни, деревенский быт, бескрайние просторы и чувства.
Композитор очень точно передал не только природу, во всей ее красе, но и состояние человека, мир его чувств, связанных с этим временем года.
Цикл был написан Чайковским по заказу издателя петербургского журнала « Нувелист » Н. М. Бернарда в 1876 году.
Состоит из 12 музыкальных пьес , каждая из которых посвящена одному месяцу года.
Каждую пьесу сопровождает поэтический эпиграф – строки из стихотворений русский поэтов, которые родственны по настроению с музыкой.
«Времена года» Петра Ильича Чайковского
Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано.
В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт,
и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
« Январь. У камелька »
« Февраль. Масленица »
- « Февраль. Масленица »
- « Февраль. Масленица »
« Март. Песня жаворонка »
« Апрель. Подснежник »
« Май. Белые ночи »
- « Март. Песня жаворонка » « Апрель. Подснежник » « Май. Белые ночи »
- « Март. Песня жаворонка » « Апрель. Подснежник » « Май. Белые ночи »
« Июнь. Баркарола »
« Июль. Песня косаря »
« Август. Жатва »
- « Июнь. Баркарола » « Июль. Песня косаря » « Август. Жатва »
- « Июнь. Баркарола » « Июль. Песня косаря » « Август. Жатва »
« Сентябрь. Охота »
« Октябрь. Осенняя песня »
« Ноябрь. На тройке »
- « Сентябрь. Охота » « Октябрь. Осенняя песня » « Ноябрь. На тройке »
- « Сентябрь. Охота » « Октябрь. Осенняя песня » « Ноябрь. На тройке »
« Декабрь. Святки »
- « Декабрь. Святки »
- « Декабрь. Святки »
Сравнение «Времен года»
П.И. Чайковский
Антонио Вивальди
- Эпоха барокко
- Цикл из 4 концертов для струнного оркестра, солирующей скрипки и клавесина
- Каждый концерт соответствует одному времени года , разделен на три части ,
посвященных трем месяцам каждого
времени года.
- Каждый концерт – это 4 фазы человеческой жизни: детство, юность, зрелость и старость .
- Начинаются с весны
- Эпиграфы к каждому концерту
написал Вивальди
- Эпоха русского романтизма
- 12 фортепианных пьес , посвященных
каждому месяцу в году
- Каждая пьеса этого цикла содержит настроение или сюжет, связанный с
одним из месяцев года в России.
- Чайковский каждому месяцу дает свое название: Январь – «У камелька»; Февраль – «Масленица»; Март –
«Песня жаворонка» и др.
- Начинаются с зимы
- Эпиграфы к каждой пьесе дал издатель журнала «Нувеллист» из стихов
русских поэтов
Заключение
Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой.
Смена времен года показывается великими композиторами как смены периодов человеческой жизни:
Весна - то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность,
а Зима – конец пути – старость.
Музыка Вивальди и Чайковского очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Это несомненно шедевры мировой классической музыки!