Просмотр содержимого документа
«Презентация «Шесть шляп мышления»»
«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».
Жан Жак Руссо
- Сомнение порождает поиск.
- Поиск порождает желание.
- Желание порождает действие.
- Действие порождает надежду.
- Надежда порождает уверенность.
- Уверенность порождает результат.
МАСТЕР – КЛАСС
«ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» (по методу ЭДВАРДА де БОНО)
Батожапова Цырен-Дыжит Дымбрыловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ»
Эдвард де Боно
Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах. Одной из уникальных особенностей работ Эдварда де Боно является их широкий спектр: от обучения пятилетних детей в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира.
Технология «Шесть шляп мышления»
Эдварда де Боно
позволяет
развивать :
- Творческое мышление
- Критическое мышление
- Толерантность
Информация. Вопросы. Цифры. Непредвзятость.
информационная
Позитивное суждение. Преимущества. Оптимистическое видение, поиск позитива в информации
позитивная
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.
эмоциональная
Негативное суждение. Осторожность. Оценка. Критика. Правда ли это? Что здесь неправильно? Где подвох? В чём проблема?
отрицающая
Творчество. Новые идеи. Возможные предложения. Альтернативный выход.
творческая
Организация процесса и координация действий. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
оценочная
Цель:
- Развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся на творческой основе.
- Обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность.
- Реализация принципа сотрудничества на уроке.
-
ПРИТЧА
«ВЯЗОВОЕ БРЕВНО» А. И. Солженицын
- Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую.
- Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!
Участник в белой шляпе – аналитик, он будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.
- Вы определите тему данного текста. (о чём говорится в тексте?). Определите жанр произведения. (стихотворение в прозе, эссе, басня, притча). Определите стиль текста (художественный, разговорный, официально-деловой) и тип речи (повествование, описание, рассуждение).
- Участник в жёлтой шляпе – оптимист, он будет искать только всё самое хорошее. Даже если в истории нет на первый взгляд ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
Участник в чёрной шляпе – пессимист, он попытается предостеречь нас от возможных рисков и опасностей. Черная шляпа - полная противоположность желтой. Побудьте немного пессимистом.
- Вы будете формулировать проблемы, волнующие автора. Актуальны ли эти проблемы в современном мире?
- Участник в красной шляпе – тонко чувствующий человек, он опишет чувства при чтении. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх, негодование, восхищение и т. д. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние.
- Участник в красной шляпе – тонко чувствующий человек, он опишет чувства при чтении. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх, негодование, восхищение и т. д. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние.
- Участник в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи.
- Участник в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи.
- Может быть, мы уже сейчас знаем решение проблем, предложенных автором?
- Участник в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить, сделать общие выводы. Этим участником буду я и за собой оставляю последнее слово.
- Участник в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить, сделать общие выводы. Этим участником буду я и за собой оставляю последнее слово.
Работа с залом
«Белая шляпа» - информация.
«Желтая шляпа» - находим все положительное в этом герое.
- Положительные качества
- путешественник любознательный
- бесстрашный
- веселый, разговорчивый
- доверчивый
- Вывод
- Захотел узнать мир
- Не боится других зверей (учит не бояться окружающих)
- Поет песенку, общается (учит общению)
«Черная шляпа» - находим отрицательное в этом герое
- Отрицательные качества
- непослушный
- нетерпеливый
- доверчивый
- любит лесть
- хвастун
- Вывод
- Слушать старших
- Учит терпению (съела лиса)
- Разбираться, что есть добро, что зло.
- Не хвалить себя, пусть другие похвалят тебя
«Красная шляпа» - чувства.
Вывод
Чувства, которые испытывает Колобок
- радость
- счастливый
- беспечность
- От того, что познает мир
- Что он один
«Зеленая шляпа» - креативность.
- СМАЙЛИК и КОЛОБОК могут быть братьями?
- Внешнее сходство.
- Радостный, как и Колобок.
- Сказка вечна, по подобию Колобка создаются более современные компьютерные герои.
Синяя шляпа - обобщение
- Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (А.С.Пушкин)
- В любом возрасте ребенок - это личность, и эта сказка помогает открыть ему мир, понять добро и зло, учит общению, любознательности.
Вот краткое изложение принципов использования шести шляп
Окончание притчи
- Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
- -Как вы думаете, что решили сделать братья?
- Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны
Рефлексия
Красные смайлики - кому было скучно, «чуть не уснул»
- Желтые смайлики- «неплохо, но и я работаю по такой же технологии»
- Сердечки - «спасибо, пожалуй, можно взять на вооружение»