СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Шесть шляп мышления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация «Шесть шляп мышления». Технология метода «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать творческое мышление, критическое мышление, толерантность.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Шесть шляп мышления»»

 «Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».  Жан Жак Руссо

«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».

Жан Жак Руссо

Сомнение порождает поиск.  Поиск порождает желание. Желание порождает действие.  Действие порождает надежду.  Надежда порождает уверенность. Уверенность порождает результат.
  • Сомнение порождает поиск.
  • Поиск порождает желание.
  • Желание порождает действие.
  • Действие порождает надежду.
  • Надежда порождает уверенность.
  • Уверенность порождает результат.
МАСТЕР – КЛАСС  «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»  (по методу ЭДВАРДА де БОНО)   Батожапова Цырен-Дыжит Дымбрыловна,  учитель начальных классов МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ»

МАСТЕР – КЛАСС

«ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» (по методу ЭДВАРДА де БОНО)

Батожапова Цырен-Дыжит Дымбрыловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ»

Эдвард  де Боно Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах. Одной из уникальных особенностей работ Эдварда де Боно является их широкий спектр: от обучения пятилетних детей в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира.

Эдвард де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах. Одной из уникальных особенностей работ Эдварда де Боно является их широкий спектр: от обучения пятилетних детей в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира.

 Технология «Шесть шляп мышления»  Эдварда де Боно  позволяет  развивать : Творческое мышление Критическое мышление Толерантность

Технология «Шесть шляп мышления»

Эдварда де Боно

позволяет

развивать :

  • Творческое мышление
  • Критическое мышление
  • Толерантность
Информация.  Вопросы.  Цифры.  Непредвзятость. информационная Позитивное суждение. Преимущества. Оптимистическое видение, поиск позитива в информации позитивная Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. эмоциональная

Информация. Вопросы. Цифры. Непредвзятость.

информационная

Позитивное суждение. Преимущества. Оптимистическое видение, поиск позитива в информации

позитивная

Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.

эмоциональная

 Негативное суждение. Осторожность. Оценка. Критика. Правда ли это? Что здесь неправильно? Где подвох? В чём проблема? отрицающая Творчество. Новые идеи. Возможные предложения. Альтернативный выход. творческая Организация процесса и координация действий. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? оценочная

Негативное суждение. Осторожность. Оценка. Критика. Правда ли это? Что здесь неправильно? Где подвох? В чём проблема?

отрицающая

Творчество. Новые идеи. Возможные предложения. Альтернативный выход.

творческая

Организация процесса и координация действий. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

оценочная

Цель: Развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию. Активизация познавательной деятельности обучающихся на творческой основе. Обеспечение  максимального  включения  школьников  в  учебную деятельность. Реализация принципа сотрудничества на уроке.  

Цель:

  • Развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.
  • Активизация познавательной деятельности обучающихся на творческой основе.
  • Обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность.
  • Реализация принципа сотрудничества на уроке.
  •  
ПРИТЧА  

ПРИТЧА

 

«ВЯЗОВОЕ БРЕВНО»  А. И. Солженицын Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!

«ВЯЗОВОЕ БРЕВНО» А. И. Солженицын

  • Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую.
  • Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!
Участник в белой шляпе – аналитик, он будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.   Вы определите тему данного текста. (о чём говорится в тексте?). Определите жанр произведения. (стихотворение в прозе, эссе, басня, притча). Определите стиль текста (художественный, разговорный, официально-деловой) и тип речи (повествование, описание, рассуждение).

Участник в белой шляпе – аналитик, он будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.

  • Вы определите тему данного текста. (о чём говорится в тексте?). Определите жанр произведения. (стихотворение в прозе, эссе, басня, притча). Определите стиль текста (художественный, разговорный, официально-деловой) и тип речи (повествование, описание, рассуждение).
  Участник в жёлтой шляпе – оптимист, он будет искать только всё самое хорошее. Даже если в истории нет на первый взгляд ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
  •   Участник в жёлтой шляпе – оптимист, он будет искать только всё самое хорошее. Даже если в истории нет на первый взгляд ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
Участник в чёрной шляпе – пессимист, он попытается предостеречь нас от возможных рисков и опасностей. Черная шляпа - полная противоположность желтой. Побудьте немного пессимистом.   Вы будете формулировать проблемы, волнующие автора. Актуальны ли эти проблемы в современном мире?

Участник в чёрной шляпе – пессимист, он попытается предостеречь нас от возможных рисков и опасностей. Черная шляпа - полная противоположность желтой. Побудьте немного пессимистом.

  • Вы будете формулировать проблемы, волнующие автора. Актуальны ли эти проблемы в современном мире?
Участник в красной шляпе – тонко чувствующий человек, он опишет чувства при чтении. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх, негодование, восхищение и т. д. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние. Участник в красной шляпе – тонко чувствующий человек, он опишет чувства при чтении. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх, негодование, восхищение и т. д. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние.
  • Участник в красной шляпе – тонко чувствующий человек, он опишет чувства при чтении. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх, негодование, восхищение и т. д. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние.
  • Участник в красной шляпе – тонко чувствующий человек, он опишет чувства при чтении. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх, негодование, восхищение и т. д. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние.
Участник в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи. Участник в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи. Может быть, мы уже сейчас знаем решение проблем, предложенных автором?
  • Участник в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи.
  • Участник в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи.
  • Может быть, мы уже сейчас знаем решение проблем, предложенных автором?
Участник в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить, сделать общие выводы. Этим участником буду я и за собой оставляю последнее слово. Участник в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить, сделать общие выводы. Этим участником буду я и за собой оставляю последнее слово.
  • Участник в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить, сделать общие выводы. Этим участником буду я и за собой оставляю последнее слово.
  • Участник в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить, сделать общие выводы. Этим участником буду я и за собой оставляю последнее слово.
Работа с залом

Работа с залом

«Белая шляпа» - информация.

«Белая шляпа» - информация.

«Желтая шляпа» - находим все положительное в этом герое.   Положительные качества путешественник любознательный бесстрашный веселый, разговорчивый доверчивый  Вывод Захотел узнать мир Не боится других зверей (учит не бояться окружающих) Поет песенку, общается (учит общению)

«Желтая шляпа» - находим все положительное в этом герое.

  • Положительные качества
  • путешественник любознательный
  • бесстрашный
  • веселый, разговорчивый
  • доверчивый

  • Вывод
  • Захотел узнать мир
  • Не боится других зверей (учит не бояться окружающих)
  • Поет песенку, общается (учит общению)
«Черная шляпа» - находим отрицательное в этом герое Отрицательные качества непослушный нетерпеливый доверчивый любит лесть хвастун Вывод Слушать старших Учит терпению (съела лиса) Разбираться, что есть добро, что зло. Не хвалить себя, пусть другие похвалят тебя

«Черная шляпа» - находим отрицательное в этом герое

  • Отрицательные качества
  • непослушный
  • нетерпеливый
  • доверчивый
  • любит лесть
  • хвастун
  • Вывод
  • Слушать старших
  • Учит терпению (съела лиса)
  • Разбираться, что есть добро, что зло.
  • Не хвалить себя, пусть другие похвалят тебя
«Красная шляпа» - чувства.   Вывод Чувства, которые испытывает Колобок радость счастливый беспечность От того, что познает мир Что он один

«Красная шляпа» - чувства.

Вывод

Чувства, которые испытывает Колобок

  • радость
  • счастливый
  • беспечность
  • От того, что познает мир
  • Что он один
«Зеленая шляпа» - креативность.   СМАЙЛИК и КОЛОБОК могут быть братьями? Внешнее сходство. Радостный, как и Колобок. Сказка вечна, по подобию Колобка создаются более современные компьютерные герои.

«Зеленая шляпа» - креативность.

  • СМАЙЛИК и КОЛОБОК могут быть братьями?
  • Внешнее сходство.
  • Радостный, как и Колобок.
  • Сказка вечна, по подобию Колобка создаются более современные компьютерные герои.
Синяя шляпа - обобщение Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (А.С.Пушкин)  В любом возрасте ребенок - это личность, и эта сказка помогает открыть ему мир, понять добро и зло, учит общению, любознательности.

Синяя шляпа - обобщение

  • Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (А.С.Пушкин)

  • В любом возрасте ребенок - это личность, и эта сказка помогает открыть ему мир, понять добро и зло, учит общению, любознательности.
Вот краткое изложение принципов использования шести шляп

Вот краткое изложение принципов использования шести шляп

Окончание притчи   Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…  -Как вы думаете, что решили сделать братья?  Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны  

Окончание притчи

  • Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

  • -Как вы думаете, что решили сделать братья?

  • Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны  
Рефлексия  Красные смайлики - кому было скучно, «чуть не уснул» Желтые смайлики- «неплохо, но и я работаю по такой же технологии» Сердечки - «спасибо, пожалуй, можно взять на вооружение»

Рефлексия

Красные смайлики - кому было скучно, «чуть не уснул»

  • Желтые смайлики- «неплохо, но и я работаю по такой же технологии»
  • Сердечки - «спасибо, пожалуй, можно взять на вооружение»