Тема: Создание ситуации успеха на уроках физической культуры
Задачи:
- Понятия «успех» и «ситуация успеха»;
- Организация деятельности с обучающимися для достижения успеха на уроках физической культуры
- это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации
- это то, что мы способны организовать, это результат продуманной стратегии и тактики
- 1. Психологическая атмосфера занятия: ребенок чувствует себя уверенно, комфортно, целевой акцент занятия направлен на ученика, учитель продумывает как вовлечь детей в совместную работу, как заинтересовать. Очень важен стиль общения с ребенком. Стиль общения педагога с ребенком существенным образом определяет восприятие последним личности учителя, возникновение симпатии или антипатии к нему, желание выполнять его указания и т п.
- 2. Разумные требования для каждого ученика: обучение и воспитание осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый ребенок развивается индивидуально. Нельзя отрицать тот факт, что дети одного возраста имеют разные резервы физического развития в зависимости от веса, роста, телосложения. Нельзя не учитывать и особенности характера.
- 3.Поощрение за любые успехи: как можно чаще надо хвалить детей, подбадривать. На занятиях у детей не должно быть страха перед ошибкой или неудачей, их надо поощрить даже за самое маленькое достижение. Все дети любят когда их хвалят. Разница только в том, что ученику младших классов следует сказать: «Ты молодец, порадовал», а в старших ты - «супер».
- 4.Использование педагогических приемов, способствующих достижению учебного успеха на занятии
Предполагаемые достигнутые результаты ученика , основанные на деятельности обучающихся
Педагогические приемы, используемые учителем для достижения учебного успеха ученика
Учитель назначает новых командиров (направляющих) на каждое занятие
Каждый ученик имеет возможность получить опыт лидера, проявить инициативу
Учитель поручает обучающимся (начиная со 2 класса ) проводить и показывать ОРУ,
для развития основных и специальных физических качеств
Ученик получает практический опыт физкультурно-оздоровительной деятельности, заинтересован проявить инициативу, творчество, организаторские способности
Учитель стимулирует на поиск новых упражнений для развития физических качеств
Ученик может предложить и продемонстрировать новое упражнение. Повышается интерес, пополняются практические знания
Ученик может не выполнять упражнение, которое ему недоступно (например, подтягивание), но он должен выполнить упражнения, направленные на развитие силы.
Данный прием позволяет поддерживать интерес к занятиям у всех, нацеливает на совершенствование
Учитель использует индивидуальный подход в подборе упражнений и дозировки.
Дает группам установку на выполнение заданий различной сложности
(в зависимости от освоения изучаемых двигательных действий)
Учитель имеет возможность показать достигнутые результаты, он чувствует одобрительную оценку со стороны учителя и группы . На занятиях происходит пропаганда изучаемого вида спорта (легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и др.),здорового образа жизни.
Учитель поощряет тех, кто занимается в спортивных секциях в ДЮСШ, привлекает их для помощи при изучении нового материала
Освобожденный от занятий по физ ической культуре учитель участвует в учебном процессе, он помогает инструктору : назначается судьей, контролером и т. п. Учитель получает опыт судейства, начинает лучше разбираться в правилах игры.
Учитель привлекает обучающихся для организации судейства
Учитель может выполнить упражнение с помощью инструктора или наиболее подготовленного воспитанника. Усложненные же условия всегда притягательны для «сильных».
Учитель использует для освоения двигательными действиями выполнение упражнений в упрощенных и усложненных условиях
Быстрее происходит обучение слабого, зато сильный и в теории и на практике вникает в процесс обучения более углубленно.
Учитель организует индивидуальную опеку
(сильный работает в паре со слабым)
Достигается ощущение успеха, появляется желание улучшать достигнутые результаты
Учитель использует соревновательные моменты и проводит занятия-соревнования
Учитель предлагает выбор, при котором качество можно заменить количеством
Ученик имеет возможность выбора в зависимости от своей физической подготовки, бег можно чередовать с ходьбой.
Ученик может проявить и установить рекорд класса в любом виде упражнений, даже сам может их придумать. Достигается ощущение успеха, укрепляется положительная мотивация
Учитель использует понятия «Рекорд класса », «Личный рекорд»
Учитель использует оценку в качестве формирующего инструмента, применяет в работе для каждого ребенка свои эталоны: результат полученный ребенком , сравнивает с его же прошлым результатом
Ученик выполняет посильные для него требования, заинтересован в улучшении своих результатов
Ученик получает опыт общения, учится достойно выигрывать и проигрывать, не высмеивать чужие ошибки, чувствует себя защищенным. Формируются такие качества, как целеустремленность, уверенность в себе, доброжелательность
Ученик не оставляет без внимания как положительные, так и отрицательные поступки, которые происходят в процессе взаимодействия, особенно в процессе игр
Учитель отслеживает уровень физического развития каждого ученика
Результаты ученика сравниваются с его же прежними. Каждый может подвести итоги прироста в физическом развитии за год
Ученик испытывает удовлетворение от достигнутого результата.
Появляется желание добиться еще более высокого результата
Учитель ведет учет достижений обучающихся, доводит до сведения школьного коллектива , классных руководителей , родителей обучающихся
Решение проблемной ситуации
- -оценить по другим критериям (технику),
- - заменить упражнение на похожее (тест по Абалакову),
- - оценить по динамике изменения результатов и т.д.