СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сложное предложение"»

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Море капризное д…тя природы. Оно поражает своей в..личавостью беспредельной далью и постоянным шумом прибоя. В нем тонет все обл…ка небо и звезды.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

  • Море капризное д…тя природы. Оно поражает своей в..личавостью беспредельной далью и постоянным шумом прибоя. В нем тонет все обл…ка небо и звезды.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Цели урока :  научиться распознавать  простые и сложные предложения;  выделить основные признаки сложного предложения;  познакомиться с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;  определять границы простых предложений в составе сложного, строить схемы сложных предложений.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели урока :

  • научиться распознавать простые и сложные предложения;
  • выделить основные признаки сложного предложения;
  • познакомиться с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • определять границы простых предложений в составе сложного, строить схемы сложных предложений.
Наблюдение над материалом.  Прочитайте предложения , спишите, подчеркните грамматическую основу. Чем отличаются предложения? Земля освежилась и пропиталась влагой.  и Земля освежилась,и буря промчалась.    , и

Наблюдение над материалом. Прочитайте предложения , спишите, подчеркните грамматическую основу. Чем отличаются предложения?

  • Земля освежилась и пропиталась влагой.
  • и
  • Земля освежилась,и буря промчалась.
  • , и
Какие это предложения? Составьте их схемы. Дождь кончился. Дети пошли гулять.  [- =]. [- =].

Какие это предложения? Составьте их схемы.

  • Дождь кончился. Дети пошли гулять.

[- =]. [- =].

Составьте предложения по данным схемам.  Дождь кончился. Дети пошли гулять.  1. [- =], [- =]. 2. [- =], и [- =]. 3.(Когда - =), [- =].

Составьте предложения по данным схемам.

Дождь кончился. Дети пошли гулять.

1. [- =], [- =].

2. [- =], и [- =].

3.(Когда - =), [- =].

Проверь себя 1. [- =], [- =]. Дождь кончился, дети пошли гулять. 2. [- =], и [- =]. Дождь кончился, и дети пошли гулять. 3.(Когда - =), [- =]. Когда дождь кончился,  дети пошли гулять.

Проверь себя

1. [- =], [- =]. Дождь кончился, дети пошли гулять.

2. [- =], и [- =]. Дождь кончился, и дети пошли гулять.

3.(Когда - =), [- =]. Когда дождь кончился,

дети пошли гулять.

 Предложение  сложное  простое союзное бессоюзное сложноподчиненное сложносочиненное

Предложение

сложное

простое

союзное

  • бессоюзное

сложноподчиненное

  • сложносочиненное
. Разграничение простого и сложного предложения. Запятая между частями сложного предложения.  Цифровой диктант: 1 колонка – простые предложения; 2 колонка – сложные предложения.  Снегурочка а) Выйти старик со старухой на огород и принялись дочку из снега лепить. б) Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. в) Вылепил старик носик, рот, подбородок. г) Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись. д) Смотрит она на стариков и улыбается.  е) Потом закивала головой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег, и вышла из сугроба живая девочка. Ключ: 1 – а; б; в; д   2 – г; е Определить вид сложных предложений.

.

  • Разграничение простого и сложного предложения. Запятая между частями сложного предложения.
  • Цифровой диктант: 1 колонка – простые предложения; 2 колонка – сложные предложения.
  • Снегурочка
  • а) Выйти старик со старухой на огород и принялись дочку из снега лепить. б) Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. в) Вылепил старик носик, рот, подбородок. г) Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись. д) Смотрит она на стариков и улыбается. е) Потом закивала головой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег, и вышла из сугроба живая девочка.
  • Ключ: 1 – а; б; в; д 2 – г; е
  • Определить вид сложных предложений.
Подводим итог  ТЕСТ  I. Выбрать определение сложного предложения 1. Сложные предложения — это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых. 2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения. 3. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

Подводим итог ТЕСТ I. Выбрать определение сложного предложения

1. Сложные предложения — это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное 1. С помощью обобщающих слов. 2. С помощью союзов. 3. С помощью порядка слов.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное

1. С помощью обобщающих слов.

2. С помощью союзов.

3. С помощью порядка слов.

III. Выбрать схему сложного предложения 1. [- =], [- =].  2. [- =]. 3. [- =, =,].

III. Выбрать схему сложного предложения

1. [- =], [- =].

2. [- =].

3. [- =, =,].

IV. Найдите сложные предложения 1.Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. 2.Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают. 3.Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.  (К. Ушинский )

IV. Найдите сложные предложения

1.Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.

2.Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.

3.Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.

(К. Ушинский )

Ответы I – 3 II – 2 III – 1 IV – 2, 3

Ответы

  • I – 3
  • II – 2
  • III – 1
  • IV – 2, 3
Домашнее задание: 1) учить § 72; 2) схема в тетради; 3) выполнить упр. 560

Домашнее задание:

  • 1) учить § 72;
  • 2) схема в тетради;
  • 3) выполнить упр. 560