Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сложное предложение"»
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
- Море капризное д…тя природы. Оно поражает своей в..личавостью беспредельной далью и постоянным шумом прибоя. В нем тонет все обл…ка небо и звезды.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели урока :
- научиться распознавать простые и сложные предложения;
- выделить основные признаки сложного предложения;
- познакомиться с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
- определять границы простых предложений в составе сложного, строить схемы сложных предложений.
Наблюдение над материалом. Прочитайте предложения , спишите, подчеркните грамматическую основу. Чем отличаются предложения?
- Земля освежилась и пропиталась влагой.
- и
- Земля освежилась,и буря промчалась.
- , и
Какие это предложения? Составьте их схемы.
- Дождь кончился. Дети пошли гулять.
[- =]. [- =].
Составьте предложения по данным схемам.
Дождь кончился. Дети пошли гулять.
1. [- =], [- =].
2. [- =], и [- =].
3.(Когда - =), [- =].
Проверь себя
1. [- =], [- =]. Дождь кончился, дети пошли гулять.
2. [- =], и [- =]. Дождь кончился, и дети пошли гулять.
3.(Когда - =), [- =]. Когда дождь кончился,
дети пошли гулять.
Предложение
сложное
простое
союзное
сложноподчиненное
.
- Разграничение простого и сложного предложения. Запятая между частями сложного предложения.
- Цифровой диктант: 1 колонка – простые предложения; 2 колонка – сложные предложения.
- Снегурочка
- а) Выйти старик со старухой на огород и принялись дочку из снега лепить. б) Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. в) Вылепил старик носик, рот, подбородок. г) Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись. д) Смотрит она на стариков и улыбается. е) Потом закивала головой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег, и вышла из сугроба живая девочка.
- Ключ: 1 – а; б; в; д 2 – г; е
- Определить вид сложных предложений.
Подводим итог ТЕСТ I. Выбрать определение сложного предложения
1. Сложные предложения — это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
3. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное
1. С помощью обобщающих слов.
2. С помощью союзов.
3. С помощью порядка слов.
III. Выбрать схему сложного предложения
1. [- =], [- =].
2. [- =].
3. [- =, =,].
IV. Найдите сложные предложения
1.Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.
2.Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.
3.Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.
(К. Ушинский )
Ответы
Домашнее задание:
- 1) учить § 72;
- 2) схема в тетради;
- 3) выполнить упр. 560