СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации изложен материал по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", а также объясняется выполнение задания 14 ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"»

Урок в 9 классе Макарова Наталья Николаевна

Урок в 9 классе

Макарова Наталья Николаевна

Постановка запятой  при стечении сочинительного и подчинительного союзов , [ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ] [ ] , с. союз ( п. союз ) , вторая часть п. союза [ ]  _

Постановка запятой

при стечении сочинительного

и подчинительного союзов

,

[ ] , с. союз ( п. союз ) , [ ]

[ ] , с. союз ( п. союз ) , вторая часть п. союза [ ]

_

Постановка запятой  при стечении сочинительного и подчинительного союзов _ [Наступила весна],   и   ( хотя светило яркое солнце) ,  но   [на улице было еще прохлад­но]. [ ],  и ( хотя ),  но  [ ]. _

Постановка запятой

при стечении сочинительного

и подчинительного союзов

_

[Наступила весна],   и   ( хотя светило яркое солнце) но   [на улице было еще прохлад­но].

[ ],  и ( хотя ),  но  [ ].

_

Постановка запятой  при стечении сочинительного и подчинительного союзов , [Наступила весна],   и   ( хотя светило яркое солнце) , [на улице было еще прохлад­но]. _ [ ],  и , ( хотя ), [ ]. _

Постановка запятой

при стечении сочинительного

и подчинительного союзов

,

[Наступила весна],   и   ( хотя светило яркое солнце) , [на улице было еще прохлад­но].

_

[ ],  и , ( хотя ), [ ].

_

Задание 14 Среди предложений 9−14 найдите сложное предложение с разными видами связи (союзной подчинительной и бессоюзной связью). Напишите номер этого предложения.  (9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке. (10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы. (12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек.

Задание 14

Среди предложений 9−14 найдите сложное предложение с разными видами связи (союзной подчинительной и бессоюзной связью). Напишите номер этого предложения.

(9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.

(10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.

(12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек.

Что нужно знать,  выполняя задание 14 1. Сложные предложения с разными видами связи между частями; 2. Виды сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные) 3. Отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых в зависимости от союзов, употреблённых в них; 4. Отличие бессоюзных предложений от сложноподчинённых, в которых придаточная часть предшествует главной.

Что нужно знать, выполняя задание 14

1. Сложные предложения с разными видами связи между частями;

2. Виды сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные)

3. Отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых в зависимости от союзов, употреблённых в них;

4. Отличие бессоюзных предложений от сложноподчинённых, в которых придаточная часть предшествует главной.

Алгоритм выполнения задания 14 1. Определите, сколько грамматических основ в предложении: если одна, то это простое предложение; если две и более, то это сложное предложение; 2. Выявите границы простых предложений в составе сложных; 3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного: если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак(запятая, тире, двоеточие) – это бессоюзное предложение; если на границе предложений находится сочинительный союз ( А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ ) – это сложносочинённое предложение; если на границе простых предложений находится подчинительный союз (ЧТО, ЧТОБЫ, КОТОРЫЙ, ЕСЛИ, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО и др .) – это сложноподчинённое предложение

Алгоритм выполнения задания 14

1. Определите, сколько грамматических основ в предложении:

  • если одна, то это простое предложение;
  • если две и более, то это сложное предложение;

2. Выявите границы простых предложений в составе сложных;

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

  • если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак(запятая, тире, двоеточие) – это бессоюзное предложение;
  • если на границе предложений находится сочинительный союз ( А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ ) – это сложносочинённое предложение;
  • если на границе простых предложений находится подчинительный союз (ЧТО, ЧТОБЫ, КОТОРЫЙ, ЕСЛИ, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО и др .) – это сложноподчинённое предложение
Обратите внимание! Следует различать бессоюзное предложение и сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть предшествует главной:  если в сложном предложении после запятой на границе простых нет подчинительного союза и его нет в самом начале сложной конструкции, то это бессоюзное предложение;  если в сложном предложении после запятой на границе простых нет подчинительного союза, но этот союз стоит в начале всей синтаксической конструкции, то это сложноподчинённое предложение

Обратите внимание!

Следует различать бессоюзное предложение и сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть предшествует главной:

если в сложном предложении после запятой на границе простых нет подчинительного союза и его нет в самом начале сложной конструкции, то это бессоюзное предложение;

если в сложном предложении после запятой на границе простых нет подчинительного союза, но этот союз стоит в начале всей синтаксической конструкции, то это сложноподчинённое предложение

Задание 14 Среди предложений 9−14 найдите сложное предложение с разными видами связи (союзной подчинительной и бессоюзной связью). Напишите номер этого предложения.  (9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке. (10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы. (12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек. 13

Задание 14

Среди предложений 9−14 найдите сложное предложение с разными видами связи (союзной подчинительной и бессоюзной связью). Напишите номер этого предложения.

(9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.

(10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.

(12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек.

13

Потренируемся Задание 14 1. Среди предложений 9−14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения . 12 ( 9)Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11) Вопли ужаса сиренами прорезали воздух. (12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики: —  (13)Что?.. (14)Собака?..

Потренируемся

Задание 14

1. Среди предложений 9−14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения .

12

( 9)Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11) Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.

(12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики:

—  (13)Что?.. (14)Собака?..

Потренируемся Задание 14 2. Среди предложений 28—34 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29)Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31)Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32)Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там... мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала. 29

Потренируемся

Задание 14

2. Среди предложений 28—34 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29)Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31)Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32)Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там... мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала.

29

Потренируемся Задание 14 3. Среди предложений 1−5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. (1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау 1  успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения — математическое и естественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе. (3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале это его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.   5

Потренируемся

Задание 14

3. Среди предложений 1−5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау 1  успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения — математическое и естественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.

(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале это его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.

5

Потренируемся Задание 14 4. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было. –  (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков. (10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. 7

Потренируемся

Задание 14

4. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

–  (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов.

7

Потренируемся Задание 14 5. Среди предложений 8–11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 11 (8)Необычный наездник обернулся, увидел людей, с быстротой ящерицы соскользнул с дельфина и скрылся в воде. (9)Весь этот необычный выезд занял не более минуты, но зрители долго не могли прийти в себя от изумления. (10)Скоро лодки рассеялись по заливу. (11)На каждой было два ловца: один нырял, другой вытаскивал ныряльщика, а потом они менялись ролями.

Потренируемся

Задание 14

5. Среди предложений 8–11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

11

(8)Необычный наездник обернулся, увидел людей, с быстротой ящерицы соскользнул с дельфина и скрылся в воде.

(9)Весь этот необычный выезд занял не более минуты, но зрители долго не могли прийти в себя от изумления.

(10)Скоро лодки рассеялись по заливу. (11)На каждой было два ловца: один нырял, другой вытаскивал ныряльщика, а потом они менялись ролями.