СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку: "СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку в 9 классе.СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку: "СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ".»

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ. Мир освещается солнцем, А человек освещается знанием!      Пословица

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ.

Мир освещается солнцем,

А человек освещается знанием!

Пословица

Цели урока: Систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; Проверить умение различать предложения по структуре и способам связи; Проверить умение объяснять постановку знаков препинания; Проверить умение составлять схемы предложений; Повторить орфограммы Н -НН в словах разных частей речи; Подготовиться к сдаче ГИА

Цели урока:

Систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; Проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;

Проверить умение объяснять постановку знаков препинания;

Проверить умение составлять схемы предложений; Повторить орфограммы Н -НН в словах разных частей речи;

Подготовиться к сдаче ГИА

Словарный диктант

Словарный диктант

Задание I  Словарный диктант Рождё нн ые в неволе медвежата, полирова нн ая мебель, золочё н ый купол, глиня н ые дощечки, масля н ый крем, маринова нн ый огурец, ране н ый боец, масле н ица, жела нн ый, стари нн ый, смышле н ый ученик, оловя нн ый, отчая нн ый, жаре н ый картофель, жаре нн ый в духовке, свежезамороже нн ый, ране нн ый в руку, гости н ица.

Задание I Словарный диктант

  • Рождё нн ые в неволе медвежата, полирова нн ая мебель, золочё н ый купол, глиня н ые дощечки, масля н ый крем, маринова нн ый огурец, ране н ый боец, масле н ица, жела нн ый, стари нн ый, смышле н ый ученик, оловя нн ый, отчая нн ый, жаре н ый картофель, жаре нн ый в духовке, свежезамороже нн ый, ране нн ый в руку, гости н ица.
Виды сложных предложений Бессоюзные Союзные Сложно- сочинённые Сложно- подчинённые

Виды сложных предложений

Бессоюзные

Союзные

Сложно-

сочинённые

Сложно-

подчинённые

Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности. ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ , И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ.

Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ , И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ.

  Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами)  и находятся в отношениях формального неравноправия . Пример:  .  Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (М. Лермонтов) Первая часть – главная, а вторая – зависимая(называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтоб.

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия .

Пример: . Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (М. Лермонтов)

Первая часть – главная, а вторая – зависимая(называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтоб.

БЕССОЮЗОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЧАСТИ КОТОРОГО СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ И ИНТОНАЦИИ. Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.  (А.Плещеев)

БЕССОЮЗОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЧАСТИ КОТОРОГО СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ И ИНТОНАЦИИ.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев)

Задание 2    Устная коллективная работа.  Дайте характеристику предложений.  Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.  В саду было тихо, и лишь откуда-то издали доносился шум колёс.  Я знал: удар судьбы меня не обойдёт. Зелень травы и деревьев чернела, покрываясь росой.

Задание 2 Устная коллективная работа. Дайте характеристику предложений.

  • Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.
  • В саду было тихо, и лишь откуда-то издали доносился шум колёс.
  • Я знал: удар судьбы меня не обойдёт.
  • Зелень травы и деревьев чернела, покрываясь росой.

Задание 3  .    Определите виды связи , составьте схемы . 1. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. (А. Платонов) 2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев) 3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.  (В Сухомлинский) 4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

Задание 3 . Определите виды связи , составьте схемы .

1. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. (А. Платонов)

2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.

(В Сухомлинский)

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

Задание 3  .    Ответы. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. (А. Платонов)   -  Сочинительная и подчинительная:  [ ], и [ ], потому что ( )  2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)   -  Бессоюзная и сочинительная : [ ] : [ ], и [ ]

Задание 3 . Ответы.

У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. (А. Платонов)

- Сочинительная и подчинительная:

[ ], и [ ], потому что ( )

2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

- Бессоюзная и сочинительная :

[ ] : [ ], и [ ]

Задание 3  .    Ответы. 3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.  (В Сухомлинский)  - Бессоюзная и подчинительная: [ ] - [ ], если( ) 4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.  -  Сочинительная,подчинительная, бессоюзная: [ , ( когда... ), ], но [ ] : [ ]

Задание 3 . Ответы.

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.

(В Сухомлинский)

- Бессоюзная и подчинительная:

[ ] - [ ], если( )

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

- Сочинительная,подчинительная, бессоюзная:

[ , ( когда... ), ], но [ ] : [ ]

Задание 4.  Работа в парах.  Собери предложение . Жизнь – пример начать как человек отрешиться он жить только по сердца наносной Пришвин того от всего веление [  ] (  ) : [ ]

Задание 4. Работа в парах. Собери предложение .

  • Жизнь – пример начать как человек отрешиться он жить только по сердца наносной Пришвин того от всего веление

[ ] ( ) : [ ]

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного :  он начал жить только по велению сердца . Задание 4.  Работа в парах.  Собери предложение .  Ответы. [  ],как (  ) : [ ] Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного : он начал жить только по велению сердца .

Задание 4. Работа в парах. Собери предложение . Ответы.

[ ],как ( ) : [ ]

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.

Спасибо всем!

Спасибо всем!