Просмотр содержимого документа
«Презентация сложносочиненные предложения»
Сложносочиненное предложение
Урок русского языка
в 9 классе
Учитель русского языка
и литературы
ОвцыноваН.М.
г.Данков 2018г
Проверьте!
- Ложь, говоришь, точь-в-точь, решение задач, выигрыш, хорош, стеречь, речь, наотмашь, ночь, сплошь, богач, замуж, с крыш, рожь, прочь, беречь, товарищ, колюч, плачь, плач, грош, еж, настежь, дремуч, плеч, мышь, барыш, навзничь, невтерпёж, сторож, из-за туч, возле дач .
Покажите графически, где однородные(каким второстепенным членом выражены) и где ССП. Определите виды простых предложений .
- 1.Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
- 2. На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.
- 3. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.
- 4.Зима, и уже холодно.
- 5.Порхают снежинки в вышине и землю белым пухом укрывают.
- 6. Уже смерклось, и в комнате стало темно.
- 7.Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
- 8.В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум дождя
Проверьте!
1./ - = и = /.
5. / = - и = /.
2. / - = и = /, и/ = - /.
6. / = /, и / = /.
3. /- = /, и / = /.
7./ = /, и / - = /.
4. /- /, и / = /.
8. / = /, и /= - /.
Тема урока
Сложносочиненное предложение
- Какие цели для себя вы определите на сегодняшнем уроке, исходя из названия темы? Чему вы можете научиться?
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Запятая ставится
Солнце село, и мне уже пора было идти домой.
2. Перед второй и последующими частями при повторяющихся союзах:
Или он сам разговаривал с кем-нибудь, или кто-нибудь задавал ему вопросы.
Запятая не ставится, если в сложносочиненном предложении имеются
- Общий второстепенный член:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
2. Общее вводное слово:
К счастью, зима была снежной и весна наступила рано.
3. Общую вопросительную или восклицательную интонацию:
Но где мой дом и где рассудок мой!
Поставьте знаки препинания.
- 1. Затих повсюду шум и гам и воцарилося молчанье.
- 2. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
- 3.Он знак подаст и все хохочут.
- 4.По сообщению синоптиков, дожди прекратятся и наступят солнечные дни.
- 5. Скоро весь сад ожил и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях и старый сад в это утро казался таким молодым, нарядным.
Проверьте правильность выполнения.
- 1. Затих повсюду шум и гам, и воцарилося молчанье.
- 2. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
- 3Он знак подаст – и все хохочут.
- 4.По сообщению синоптиков, дожди прекратятся и наступят солнечные дни.
- 5. Скоро весь сад ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях ; и старый сад в это утро казался таким молодым, нарядным
Работа с текстом
- Все меньше звуков в ночи, и все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.)
Лингвистическое моделирование
- Записать предложения трижды, чтобы получилось :
- а) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;
- б) сложное предложение союзом и;
- в) сложное предложение союзом и, в котором отразилась бы быстрая смена событий .
- Образец. Сучок хрустнул и обломился.
Сучок хрустнул, и ветка упала к моим ногам.
Сучок хрустнул - и девочка вздрогнула от неожиданности.
- 1- В) Раздался шорох…
- 2-В) Вхожу в комнату…
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я приобрел…
Я научился…
Было интересно…
Я выполнял задания…
У меня получилось…
Я смог…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я попробую…
Меня удивило…
Я почувствовал, что…
Мне захотелось …
Домашнее задание.
- 1.Прочитать теоретический материал стр. 51-52. Заполнить схему:
- СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
/ \ \
- 2. Упр.78, задание 1. По выбору : задание 2 или 3.
Спасибо за работу!